В.
И. Шубин, Смотрицкий Е.Ю.
Философия развивающей гармонии
В.Н. Сагатовского
как вариант антропокосмического мировоззрения
Целостная
философская концепция антропокосмизма разрабатывается В.Н.
Сагатовским в течение почти 50 лет. Она изложена в таких работах
как «Русская идея. Продолжим ли прерванный путь?» (1994), "Философия
антропокосмизма в кратком изложении" (2004) и главным образом в
трилогии «Философия развивающейся гармонии» (СПБ., 1997-1999).
Третья часть «Философии развивающейся гармонии» завершается так:
«Заключение: Мировоззрение для ХХІ столетия». Автор четко заявил
о целевом назначении своих усилий в упомянутом «Заключении»: «Основной
замысел всех трех частей книги состоял в том, чтобы попытаться
системно и целостно представить философские основы мировоззрения,
способного дать Ответ на Вызов современной эпохи: философию
развивающейся гармонии как основу антропокосмистского
ноосферного мировоззрения». Целевая установка может только
приветствоваться, ибо неверные ответы на основной
мировоззренческий вопрос об отношении Человека к Миру при
современных технологических возможностях ведут к глобальной
катастрофе.
Основные ценности антропокосмического мировоззрения, по мнению
В. Н. Сагатовского, следующие.
Во-первых, ориентация на паритет, диалог и сотрудничество
Человека и Мира, то есть на самосозидающую гармонию. Любая
установка на приоритет: космоцентризм, теоцентризм,
антропоцентризм, социоцентризм, индивидоцентризм есть
абсолютизация чего-то одного и чревата перекосами в развитии
цивилизации. Для выработки мировоззренческой стратегии необходим
системный синтез, ориентирующий на взаимодополнительность
положительных моментов, содержащихся в односторонних подходах,
каждый из которых необходим, а все вместе – достаточны для
выработки нового мировоззрения.
Во-вторых, онтоантропологический принцип ориентирует на
понимание укорененности во Вселенной, а основополагающей идеей
картины Мира является положение о триединстве уровней бытия для
любого сущего: объективной реальности или материи, субъективной
реальности или идеального и трансцендентной реальности или
духовной самоосновы бытия.
В-третьих, в мире имеет место единство детерминации, вероятности
и творческого (спонтанного) саморазвития в момент возникновения
нового качества (в точке бифуркации). Из этого следует, что
любое сущее чревато хаосом и порядком. А это означает, что в
мире существуют два базовых полярных направления изменений: а)
становящееся всеединство (Вл. Соловьев), то есть движение к
такому порядку, который обеспечивает свободное единство
отдельных монад в универсуме целостности (соборность) и б)
ситуация, когда имеет место эгоцентрическое стремление каждого
сущего стать властным центром мира, что ведет к хаосу, вражде,
росту зла. Первое направление в науке обозначается как
негэнтропийное, а второе – энтропийное. С этих позиций
развивающаяся гармония есть единство меры в стратегии
качественных изменений и свободы в тактике этого процесса,
ведущее к самосовершенствованию целого.
В-четвертых, самой глубинной характеристикой человека является
его способность к выбору, а самым фундаментальным выбором
Человека является выбор между добром и злом. Через сотворчество
с негэнтропийными тенденциями бытия человек может
совершенствовать мир, доопределять бытие и выбрать путь
становления социально-антропологической целостности.
В-пятых, антропокосмизм и есть признание за человеком
созидательно-доопределяющей космической функции. Реализация ее
предполагает превращение части мира, доступной Человеку, – в
ноосферу, которая есть не что иное, как развивающаяся гармония,
взаимодополнительное единство общества, личности и природы на
основе признания самоценности этих сторон и образуемого ими
Целого. Создание ноосферы есть Общее дело, добровольно
объединяющее всех его участников.
В-шестых, современный Вызов бытия предстает в виде глобальных
проблем, грозящих гибелью планетарной цивилизации.
Мировоззренческой основой, породившей их, является
антропоцентризм с его противопоставлением субъекта объекту и
завоевательским отношением к природе. Решение глобальных проблем
на мировоззренческой основе антропокосмизма предполагает:
а) исключение гонки на максимум в материальной сфере;
б) основная революция должна произойти в сфере духа, ибо
ориентация на максимум власти, прибыли, вооружения и престижные
удовольствия блокирует решение любой из глобальных проблем;
в) в образовании и воспитании должны быть заложены ценности,
соответствующие человеческому образу, иначе невозможно свободное
и творческое развитие каждого в рамках общечеловеческой
мировоззренческой парадигмы антропокосмизма и развивающейся
гармонии;
г) в целом, требуется разработка стратегического проекта
минимизации возможностей отчуждения и воздействия деструктивных
сил во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Можно выделить три особенности философская доктрина В. Н.
Сагатовского. Во-первых, системно-целостный характер и
безупречная логичность. Из концепции мировоззрения выводится
свое понимание философии, из онтологии – антропология; все три
части взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга. Во-вторых,
философия развивающейся гармонии есть философия надежды.
В-третьих, предложенный им вариант антропокосмизма разработан на
основе мощной интеллектуальной отечественной и
западноевропейской традиции; потому и продуманы так тщательно
ключевые позиции автора.
Первый
Международный семинар по Биокосмологии. 22-25 июля, 2010.
Сборник тезисов. –
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого.
|