ГЛАВНАЯ
 
Вехи жизни
и творчества
Автобиография
Публикации
Сотрудничество
Ученики
 
Гостевая книга

 

 

 

 

 

Василий Иванович Шубин


Философ     Литературный критик   Учитель

 

ПУБЛИКАЦИИ В.И. ШУБИНА


 

 В. И. Шубин

 

СУДЬБА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ФИЛОСОФИИ

 Религиозная философия вообще является двуликим Янусом, одно лицо которого ориентировано на Разум, а другое – на Веру. В этом специфика и сложность данного духовного феномена. По своей сути и понятийному строю религиозная философия служит Разуму и отстаивает его суверенитет, но по своей функции она должна служить оправданию Веры средствами Разума, то есть служить религии.  В идеальном случае религиозная философия должна быть воплощением гармонии Веры и Разума, как это и заявлено было в свое время Фомой Аквинским. Однако в силу промежуточного положения, гармония, как правило, нарушалась или в сторону Рацио, или имел место иррационалистический уклон. К примеру, в западно-европейской схоластике у реалистов доминировал рационализм, а у номиналистов – интуитивно-волевое начало.

Но были и удачные примеры союза философии и религии. Их иллюстрирует нам патристика, прежде всего, духовная деятельность капподакийских отцов и бл. Августина. Они нашли способ синтезировать античную философию и христианство. Если говорить еще обобщеннее, то христианский неоплатонизм и был проявлением гармонии веры и знания, религии и философии. Здесь не только философия была поставлена на службу религии, но и религия на службу философии. А, главное, в этом союзе вырабатывались догматы христианства, прежде всего идея тринитарного Бога, и принимались практические решения Вселенских соборов. Таким образом, расхожее мнение, что в средние века философия была служанкой теологии – не совсем точно. Тем более это относится к средневековой арабской философии, которая вообще не была религиозной вплоть до ХІ века, то есть до тех пор, пока не оформилась мусульманская догматика.

В России религиозная философия является поздним явлением, поскольку философия как самостоятельная сфера духовной культуры возникает лишь в ХVIII веке. Но, тем не менее, при всем влиянии западной философии: идей Просвещения, позитивизма и марксизма – отечественная философия утверждалась и развивалась на протяжении XIX и ХХ столетий преимущественно как нравственно-религиозная, испытывая большое влияние восточной патристики и святоотческой литературы. Пионерами в этом процессе установления связи философии и православного христианства были славянофилы – подлинные основоположники национальной философии. Никто из них не был священнослужителем, все они имели светское образование, но именно от них идет линия религиозных исканий в среде русской интеллигенции, достигая своего апогея в ХХ веке. Они – основоположники светской теологии в России, или, выражаясь современным языком, – это  православные фундаменталисты, мечтавшие о спасении России от капитализма через православие и крестьянскую общину. Все дальнейшие пути русской философии зависели от того, от кого исходили мыслители: от Чаадаева и др. западников или от славянофилов. В той или иной степени от славянофилов отталкиваются: философия всеединства В. Соловьева, теократизм                                    К. Леонтьева, почественничество Ф. Достоевского, А. Григорьева и                            Н. Страхова, – панславизм И. Аксакова и Н. Данилевского, персонализм                      Н. Бердяева, философия общего дела Н. Федорова, религиозно-философские доктрины В. Иванова, В. Эрна, С. Булгакова, С. Франка, Н. Лосского,                           П. Флоренского, И. Ильина, Г. Федотова, А. Лосева и других представителей православной философии ХХ века.

Однако хотя русская православная философия на протяжении XIX и ХХ веков представлена яркими именами, самобытными идеями и оригинальными доктринами, судьба ее трагична, поскольку ее нравственно-религиозные ценности не были востребованы ни государством, ни Церковью как при царизме, так и при советской власти. Журналы славянофилов «Европеец» и «Москвитянин» закрывались царской цензурой после первых же выпусков, статьи и трактаты Хомякова, братьев Киреевских, братьев Аксаковых,                     Ю. Самарина, А. Кошелева и других славянофилов, как правило, не пропускались в печать, хотя это были подлинные патриоты России. По сути, огромный массив трудов представителей русской религиозной философии по-настоящему еще не осмыслен и не ассимилирован, а, значит, и не опредмечен в социально-политической, культурной и церковно-религиозной жизни.

Для сравнения: бл. Августин, бл. Иероним и бл. Амвросий не были отвергнуты ни властью, ни Церковью, что помогло стабилизировать ситуацию в Западной Европе в период раннего средневековья. А вот с признанием томизма Ватикан запоздал, ибо на соборе в Лионе Фома Аквинат был осужден, а ведь если бы этого не случилось, католицизм избежал бы преследования науки и ученых, а также последующих их реабилитаций. В XIX веке Лев XIII , а в ХХ веке Павел VI, Иоанн XXIII, Иоанн-Павел II неизменно шли навстречу социально-философской мысли своего времени. Не случайно то, что социальная доктрина католицизма привлекательна в глазах широких масс, ибо она, по сути, совпадает с требованиями социал-демократии. Что же касается русской православной философии, то ни одна ее идея не была ассимилирована ни государством, ни Церковью. Каждому мыслителю что-то не нравилось и, прежде всего, критика церковно-государственной жизни. Славянофилы были встречены в штыки за их антикрепостничество и антикапитализм. Философия всеединства В. Соловьева была отвергнута как еретическая за учение о Софии и идею объединения православия и католицизма. Как и Чаадаев, Соловьев считал католицизм социальным христианством, которое обращается не только к индивиду, но и стремится к преобразованию общества. Поэтому в работе «Россия и вселенская Церковь» он считал объединение церквей спасительной акцией для России. По существу, из-за положительной оценки католицизма была отброшена чрезвычайно плодотворная доктрина всеединства, обстоятельно изложенная им в поздней работе «Оправдание добра». В ней обоснованы иные формы человеческой солидарности, противоположные индивидуализму и эгоизму, а именно: Любовь и Соборность.

Действительно, в трудах русских религиозных мыслителей содержится сильная критика церковно-государственной жизни. Многие из них выдвигали идею преобразования православия и православной Церкви. По существу, вся русская православная философия есть попытка обоснования светской Реформации. В период «серебряного века» особенно были сильны богоискательские тенденции, призывы к созданию религии Духа, религии третьего Завета. Всеми ощущалась острая необходимость перемен во всех сферах общественной жизни, в том числе и в церковно-религиозной. Религиозно мыслящие писатели, такие, как Ф. Достоевский, А. Григорьев,               В. Розанов, Л. Толстой, Д. Мережковский, Н. Минский и другие, через художественные произведения внедряли идеи преображения общественной и духовной жизни в широкие слои интеллигенции. У В. Розанова, например, есть работа, которая так и называется «Темные лики христианства». Но ведь критика велась во имя борьбы за чистоту веры и церковной жизни, против мещанства и духовной буржуазности,  против лицемерия в вопросах веры, против полицейских методов в решении духовно-нравственных проблем. Предельно четко эту критику лицемерия, полный отход от учений Христа на деле выразил Ф. Достоевский в легенде о Великом Инквизиторе. В романе «Братья Карамазовы» есть эпизод, в котором описывается второе пришествие Христа на землю. В белых одеждах Он является в Севилье, но Великий Инквизитор дает Ему понять, что Ты зря пришел, неужели Тебе мало было креста? – Можем послать на костер. Церкви Ты не нужен, ибо в своем учении Ты отверг Чудо, Тайну и Авторитет. У Церкви как организации есть свои законы функционирования, но в данном случае под именем Христа свершился полный отказ от духа Его учения. Лицемерие приняло откровенные формы, и не заметить это никто не мог. И хотя по сюжету романа символом Великого Инквизитора была католическая церковь – все понимали, что это в равной мере относится и к Православной Церкви. Читая эту легенду, невольно вспоминаешь фразу Вольтера, брошенную им клирикам: «Если вы хотите быть похожими на Христа, то не будьте палачами!»

Всем известна история с Толстым, который был предан анафеме, то есть отлучен от Церкви. Свое учение он называл «истинным христианством». Оно в ряде пунктов сильно отличается от догматического учения православной Церкви. Толстой, в принципе, не признает Троицу, Христа считает обычным проповедником, отвергает почти все таинства, но существуют два принципа толстовства:

1. Бог есть Любовь.

2. Царство Божие внутри нас – евангельские.

У Н. Федорова  в его философии «общего дела» не принята идея воскрешения умерших естественным путем, то есть методами науки и техники. Действительно, в этом проекте много технократического, по сути, это технократическая утопия, но сама идея «общего дела», идея активности человека, способного своей деятельностью избежать Апокалипсиса не должна отвергаться с порога. Н. Бердяев в своем христианском персонализме основывался на идеях как Ф. Достоевского, так и Н. Федорова. Себя он называл «мыслящим вольнодумцем», а еще – «сыном Достоевского». Там, где                         Н. Бердяев наследовал мистическое учение Якоба Бёме, он в самом деле впадал в ересь, поскольку Бог в мистическом учении Бёме не вечен, не всесилен и не всеблаг. Однако там, где Н. Бердяев исходил из традиций русской нравственно-религиозной философии, он дал мощный импульс развитию философии человека, философии личности и его персонализм, который он именовал антроподицеей, - событие мировой философии. Софиология С. Булгакова была сразу же квалифицирована как ересь, как со стороны отечественной РПЦ, так и зарубежной. У П. Флоренского не принят принцип антиномичности в толковании тринитарного Бога. У Мережковского – изображение Христа в трилогии «Христос и Антихрист» и т. д. В. Иванов, Эрн, отец и сын Лосские, Франк, Ильин, Федотов – обязательно в их религиозном творчестве находится что-то такое, из-за чего не принимается вся доктрина.

Вывод: русская религиозная философия развивалась интенсивно, но совершенно не ассимилирована РПЦ, не опредмечена ею, поэтому в силу тотального непризнания религиозная философия не повлияла ни на доктрину, ни на политику РПЦ, ни на внутрицерковную жизнь. Но если Церковь не нуждалась в православной философии, то тем более она не нужна была толпе, а вся современная глобальная ситуация провоцирует на бытие человека в массовых коммуникациях, где любая философия – и светская, и религиозная – нефункциональна, ибо мировоззренческие проблемы и смысложизненные вопросы требуют внутренней, а не внешней активности. Доминирует же внешняя активность.

Махатма Ганди в 40-е годы прошлого века выделил 7 смертных грехов человечества, которые блокируют духовные потребности личности: политика, лишенная принципов; коммерция, лишенная морали; богатство, лишенное труда; образование, лишенное качества; наука, лишенная человечности; развлечения, лишенные совести; поклонение, лишенное жертвенности. Что изменилось с тех пор? Всё, только в худшую сторону. Духовная мутация, то есть переворот в системе ценностей, в такой атмосфере немыслим, а, значит, религиозная философия остается наедине с собой и сама лишается творческого импульса к развитию.

Коснемся отмеченного М. Ганди развлечения, лишенного совести. Дело не только в том, что в массовом менталитете неуклонно утверждается «смеховая культура», поражают ее размеры, растущая гигантомания, индустрия развлечений. Человек освободился от производственного конвейера, но сразу же попал в массовую культуру, то есть в антикультуру. Это наглядно демонстрируют гигантские увеселительные комплексы, которые имеют тенденцию к распространению и увеличению на земном шаре. Имеются в виду Диснейленды. Первый из них был открыт в штате Калифорния (США) в 1955 г. по проекту Уолта Диснея (умер в 1966 г.). За 50 лет своего существования комплекс посетили 500 млн. человек. В 1971 г. во Флориде (США) открылся второй и на нынешний день самый большой в мире развлекательный комплекс «Диснейуорлд», который в 15 раз превосходит калифорнийский; на его территории может разместиться весь Париж. В 1983 г. открылся Диснейленд в Токио. На сегодняшний день это самый посещаемый развлекательный центр: за 22 года своего существования в нем побывало 300 млн. чел., что в 2 раза превышает население Японии. В день Центр может принимать до 100 тыс. чел. и тем не менее в праздничные дни все равно выстраиваются очереди. В 1992 г. в 32 км от Парижа открылся первый в Европе Деснейленд. Его посещаемость в 2 раза выше, чем, например, посещение Лувра или Эйфелевой башни. В 2005 г. первый Диснейленд открыт в Китае (Гонконг). Он в 15 раз меньше парижского, но все же может ежедневно принимать до 17 тыс. чел. в день. В Украине планируется построить Диснейленд на территории Гидропарка в Киеве с пропускной способностью до 330 тыс. чел. в день. Создается впечатление, что авторы всех этих проектов плохо знают историю, поскольку гигантомания всегда была чертой гибнущих цивилизаций.

Перед лицом глобализации массовой культуры и вовлечения славянских стран в этот процесс требуются какие-то решительные действия по возрождению славянских традиций и проникновению в массовое сознание ценностей православной философии. Люди должны знать свои православные традиции и своих православных мыслителей. Самобытность русской философии впервые заявляет о себе «Философическими письмами»                         П.Я. Чаадаева (1794-1856 гг.). Именно в них рассматриваются такие проблемы, которые оказались сквозными для русской философии ХІХ века. Своеобразие истории России он видел в ее культурно-географическом положении между Востоком и Западом.  П.Я. Чаадаев один из первых осознал необходимость синтеза восточной и западной культур.    «На Востоке, - писал он в «Апологии сумасшедшего», - мысль, углубившись в самое себя, уйдя в тишину, скрывшись в пустыню, предоставила общественной власти распоряжение всеми благами земли; на Западе идея, всюду кидаясь, вступаясь за все нужды человека, алкая счастья во всех его видах, основала власть на принципах права; тем не менее и в той, и в другой сфере жизнь была сильна и плодотворна; там и здесь человеческий разум не имел недостатка в высоких вдохновениях, глубоких мыслях и возвышенных созданиях» [1, с. 145-146]. Надо отдать должное мыслителю, ибо верно подмечены противоположные ценностные ориентации: восточный квиетизм и западный активизм; обращение к внутреннему миру человека и стремление к изменению, прежде всего, социальных порядков; забота о душе и забота о пользе; поворот философской мысли к субъекту и ориентация на преобразование объекта. Данная антитеза красной нитью пройдет через всю русскую литературу и философию ХІХ века, возродится в 20-е годы ХХ века в «сменовеховстве», а у ряда мыслителей, особенно таких как, Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев, тема «Россия – Запад» станет центральной. Почетное место она займет в начале ХХ века и в творчестве Н.А.Бердяева. Следуя традиции, идущей от П.Я.Чаадаева, он также выделял две противоположные тенденции в человеческом бытии – направленность к социальному преобразованию жизни и стремление к ее преображению, то есть к религиозному преобразованию. «В душе русского народа, - писал он в статье «Воля к жизни и воля к культуре», - быть может сохранилась большая способность обнаруживать волю к религиозному преображению жизни. Мы нуждаемся в культуре, как и все народы мира, и нам придется пройти путь цивилизации. Но мы никогда не будем так скованы символикой культуры и прагматизмом цивилизации, как народы Запада. Воля русского народа нуждается в очищении и укреплении, и народ наш должен пройти через великое покаяние. Только тогда воля его к преображению жизни даст ему право определить свое призвание в мире» [2, с.61]. Н.А. Бердяев – мыслитель мирового масштаба, почти полвека посвятивший себя обоснованию философии личности и свободы. Значительную часть жизни он прожил в ХХ веке, но как и П.Я. Чаадаев, в центр философских раздумий он поставил проблему Человека, судеб народа и своей страны. И если взять этих двух представителей русской идеи в качестве отправной и высшей точек национальной философской мысли, то все существовавшие в этом интервале философские течения можно рассматривать с той же позиции – что стояло в центре философствования: субъект или объект, свобода или необходимость, дух или материя, внутренний или внешний мир человека, временное или вечное.

Непосредственно за П.Я.Чаадаевым следуют славянофилы и западники, хотя отдельные идеи, входящие в идеологии того и другого течения, уходят своими корнями в духовный климат России конца XVIII – начала ХІХ века. Самая характерная черта славянофильства – антибуржуазность, что и предопределило как метафизические воззрения, так и социальную философию славянофилов. Россию они противопоставили Западу и в ее самобытности, которая виделась ими в общине, православии, самодержавии и народных обычаях, усматривали залог спасения России от влияния буржуазной цивилизации. Основания для таких опасений действительно были. Западноевропейская и восточноевропейская цивилизации различались и до сих пор различаются между собой как по истокам, так и по характеру. Первая после эпохи Возрождения складывалась преимущественно как бюргерская, а вторая, главным образом, как земледельческая. Отсюда в западноевропейской цивилизации утверждалось завоевательское отношение к природе и формировалась установка на преобразование объекта, порождающая потребительскую психологию, рационалистическую философию природы и человека как социального атома. В восточноевропейской цивилизации вырабатывались гуманистические ценности, то есть поиски внутренней цельности, а не гражданских прав; отстаивались права сердца, а не только разума; природа воспринималась как божье творение, храм, а не как мастерская; в человеке главным виделись не его эгоистические устремления, а духовная жажда.

Славянофилы ( К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, А.С. Хомяков, П.В. Киреевский, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев и др.) в своих мировоззренческих исканиях во многом отталкивались от восточной патристики, продолжая в философии линию мыслителей Древней Руси и их византийских учителей таких, как Василий Великий, Григорий Низианзин, Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Максим Исповедник. Поэтому славянофилы являются романтиками и в философии, и в социологии. Их сочинения пронизаны острой критикой культа пользы, рационализма и индивидуализма, утвердившихся в то время в западном буржуазном обществе. Отсюда становится понятным неприятие ими гегелевского панлогизма и, наоборот, глубокое внимание к философии всеединства Шеллинга. Расщепленности буржуазного индивида на частного и публичного человека славянофилы противопоставили идею цельной личности, осознающей себя частицей народа – субстанции, в которой все духовные силы сливаются в живое соборное единство. Не случайно поэтому они отмежевались от чаадаевского пессимизма во взглядах на будущее России и на первое место в качестве высших социальных ценностей поставили не гражданский строй, а общинную жизнь; не право, а нравственность; не прогресс, а народные обычаи и традиции; не науку, а религию. Не трудно увидеть в данной смене мировоззренческой парадигмы истоки многих школ русской общественной мысли второй половины ХІХ – начала ХХ века. Правда, нужно заметить, что славянофилы в своих религиозно - нравственных исканиях не отвергали достижений западной цивилизации, а мечтали о синтезе европейского и византийского начал, когда, как писал И.В.Киреевский, «все пути сойдутся в одно совокупное движение» и «раздвоение и цельность, рассудочность и разумность будут последним выражением западноевропейской и древнерусской образованности» [3, с. 290]. Кстати отметим, что Иван Киреевский был одним из любимых учеников Гегеля и одно время он издавал журнал «Европеец», который был быстро «прикрыт» усилиями ІІІ-го отделения.

Западничество являло собой противоположный тип историзма и философствования. Славянофилы были за самобытный, некапиталистический путь развития России; западники – за ее буржуазно-демократическое развитие. Последние олицетворяли либерально-освободительное движение. Либерализм есть течение прогрессивной буржуазии, демократического дворянства и интеллигенции, оформившееся в 40-е годы ХІХ столетия. В России формами либерализма были западничество и кадетство. Естественно, что в философии либералы ориентировались на западную философскую традицию и прежде всего на системы Гегеля и Канта; гегельянство захватило умы в 40-50-е годы, а неокантиантство – конец XIX века. Таким образом, западничество также заложило прочную традицию в отечественной философии, но только рационалистическую, направленную на обоснование научного знания, прав личности, гражданских свобод и социального прогресса. Западничество – российский вариант европейского либерализма; славянофильство – российский вариант общеевропейского романтического консерватизма, резко и притом справедливо критиковавшего рационалистические системы западной философии за обоснование индивидуализма, утилитаризма и сциентизма. Однако необходимо помнить о том, что в чем-то оппозиция «славянофильство – западничество» возродилась в наше время, а полемика между славянофилами и западниками носила, в отличие от современности, исключительно идейный характер. Это были споры патриотов, озабоченных судьбой послекрепостнической России, поэтому их нельзя представлять как отношение враждебных партий. «С них, - писал А.И. Герцен о славянофилах, - начинается перелом русской мысли… Да, мы были противниками их, но очень странными: у нас была одна любовь… И мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно» [4, с. 304].

Теоретические споры между славянофилами и западниками были сняты народнической практикой. Идеологи народничества – А.И. Герцен и                            Н.Г. Чернышевский – обосновали концепцию «русского социализма», которая явилась синтезом западной социалистической идеи и славянофильского учения о самобытном, то есть общинном строе в России. Философия же революционных демократов была преимущественно западного происхождения. Это или гегельянство – «алгебра революции» (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, М.А. Бакунин); или антропологический материализм                             (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов); или позитивизм П.Л. Лавров,                     Н.К. Михайловский); или естественно-научный материализм в духе Фохта и Молешотта (Д.И. Писарев); или же экономический материализм (П.Н. Ткачев). Все перечисленные философские доктрины тем не менее были поставлены революционными демократами на службу освободительному движению.

Определяющее влияние в мировоззренческих исканиях второй половины ХІХ века приобрели все же специфически отечественные течения философской мысли: философия всеединства и философия русского космизма, в той или иной степени выросшие из славянофильства. К этому надо добавить громадное влияние на духовный климат того времени религиозно-нравственных исканий Ф. Достоевского и Л. Толстого, продолжавшихся и в ХХ веке. В 1847 г. в письмах из Парижа, публиковавшихся в «Современнике», А.И.Герцен впервые употребил термин «мещанство» не в сословном, а в социально-психологическом смысле. Тема мещанства также станет сквозной в русской философской мысли. В. Соловьев, Ф. Достоевский, Л. Толстой и другие рассматривали капитализм («плутократию») и социализм как две разновидности мещанского царства. Буржуазность они трактовали гораздо шире, чем господство частной собственности. Товарный фетишизм, вещизм, бездуховность, равнодушие к близкому, индивидуализм и эгоизм, отчуждение от трансцендентного и человекобожество – все это было для них атрибутами мещанства. Подобное восприятие мещанства стало характерным и для многих представителей русской культуры начала ХХ века, особенно для таких, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.К. Мережковский, Н. Минский и других. Насколько это была прочная традиция, показывает позиция «последнего из могикан» русской философии – Н.О. Лосского, умершего в 1965 г. в возрасте                94 лет. В книге «Характер русского народа» Н.О.Лосский писал: « Презрение к мещанству – в высшей степени характерная черта русского общества, именно презрение к буржуазной сосредоточенности на собственности – на земных благах… Борьба против мещанства, то есть против буржуазного умонастроения и строя жизни, ведется русской интеллигенциею во имя достоинства индивидуальной личности, во имя свободы ее, против подавления ее государством или обществом, против всякого низведения ее на степень лишь средства» [5, с.49].

Однако и революционный активизм для многих русских мыслителей ХІХ  – начала ХХ века также не представлял собой спасительный путь. По мнению, например, В.С. Соловьева, подобная альтернатива социальных преобразований не содержит положительного идеала и вся разрушительная энергия революционного действия в конечном счете замыкается на перераспределении материальных благ. В статье « Несколько слов по поводу «жестокости»                  В.С. Соловьев отмечал, что девиз «отдай купон, не то убью», написанный на знамени английских мироедов, по своей нравственной сущности тождественен с девизом « отдай капитал, не то убью», написанный на знамени социальной революции. Где же выход? – Нужно найти истинные формы солидарности, которые основывались бы не на прибыли, выгоде, пользе, «предметообожании», а порождались религиозно-нравственными ценностями. Человек, учил В.С. Соловьев, есть существо духовное. Стало быть, возрождение индивидов и народов должно лежать на путях утверждения этики всеединства, ибо моральный человек творит добро независимо от обстоятельств. Смысл жизни человека заключается в сотворении добра и его приумножении, но реализация такой установки невозможна, если не будет достигнут примат духовных ценностей над материальными. В социальной жизни идеалы не должны подменяться идолами, то есть общее благо должно обладать приоритетом по сравнению с индивидуальными или групповыми эгоистическими интересами, ибо « … истинно человеческим идеалом может быть только то, что само по себе имеет всеобщее значение, что способно все в себе совместить и всех объединить собою» [6, с. 619].

Для Л.Н. Толстого бытие духа также являлось субстанциональной основой индивида, а любовь к ближнему во имя благих дел рассматривалась в качестве той соборной силы, которая скрепляет человеческие узы. Если В.С. Соловьев мыслил свою философию как «метафизику всеединства», то есть как синтез религии с человеческими идеалами во имя обретения духовного бессмертия и жажды правды, то Л.Н. Толстой строил свою доктрину как «истинное христианство». Центральным тезисом этого учения является нравственный императив «Бог – есть любовь», выражающий веру в евангельское учение о любви к ближнему как о той силе, которая способна объединить людей. Другой императив толстовской религиозной философии – «Царство Божие внутри нас» - ориентировал личность на путь нравственного самоусовершенствования. В целом, Л.Н. Толстой на первое место ставил не философию, а этику и отмеченные религиозно-нравственные установки, направленные на утверждение истинного братства между людьми, воплощал в проповедь, благодаря чему его учение в известном смысле становилось практической силой.

Несколько отличается позиция Ф.М. Достоевского, хотя его мысль вращается в кругу тех же проблем, что и у В.С. Соловьева и Л.Н. Толстого. В своем литературном и публицистическом творчестве он обращает внимание прежде всего на экзистенциальные стороны человеческого бытия.                              Ф.М. Достоевский не принимает никакой законченной доктрины, не строит никаких завершенных идеалов, но с потрясающей силой обнажает безумное самомнение и вседозволенность взбесившегося мещанина с его культом индивидуальной свободы и этического нигилизма. Ф.М. Достоевский как бы помещает человека в экстремальные условия и открывает перед ним ряд возможностей, не питая никаких иллюзий по поводу реализации наихудшей из них – бесовства. Но и здесь он не ставит точку, ибо хотя необычайно трудно из-за человеческого эгоизма до конца следовать заповеди Христа любить ближнего как самого себя, но возможно через жертву и страдание искупить грех и вновь возвыситься до человеческого. Замечательно об этом писал                  М.М. Бахтин: « Тот катарсис, который завершает романы Достоевского, можно было бы… выразить так: ничего окончательного в мире еще не произошло, последнее слово мира и о мире еще не сказано, мир открыт, свободен, еще все впереди и всегда будет впереди» [7, с. 223].

В рамках философии русского космизма проблема человеческой солидарности и будущего человечества решалась с иных позиций. В качестве мировоззренческой основы здесь выступают как религия, так и наука; мечтания и грезы о будущем ( например, об автотрофном бытии человека) соседствуют с научным анализом, но сохраняется постоянная для русской философии идея объединения человечества. В трудах основных представителей философии космизма: В. Ф. Одоевского, Н. Ф. Федорова, Н. А. Морозова, отчасти                      В.С. Соловьева впервые обосновывается необходимость объединения людей, обращаясь к идеям экологического порядка. Вычленение в русском космизме глобально-экологической проблематики привело в дальнейшем к созданию В.И. Вернадским учения о ноосфере и формированию антропокосмического мировоззрения (В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др.), которое рассматривает человека как космическое событие и преодолевает утвердившийся в Новое время принцип сциентизма, противопоставляющий человека природе.

Так в чем же уникальность русской православной философии ХІХ – ХХ веков? В литературе уже отмечались некоторые ее специфические черты: отсутствие четкой демаркационной линии между материализмом и идеализмом, разработка, главным образом, проблем человека и философии истории, а не гносеологии и онтологии; литературная и литературно-критическая форма философствования. К этому, по моему мнению, необходимо добавить широкий диапазон мировоззренческой проблематики, благодаря чему многие идеи, выдвинутые в русской философии данного периода, оказались актуальными и в определенной степени повлияли на развитие мировой, особенно европейской философии. Н.А. Бердяев справедливо отмечал в своей работе «Русская идея»: «Если Данилевского можно считать предшественником Шпенглера, то                           К. Леонтьев – предшественник Ницше» [8, с. 111).

К тому же, гуманистический пафос, обоснование примата духовных ценностей над материальными и возможностей самосовершенствования человека, активные нравственные искания, понимание органического единства разума и чувств и органической связи человека с природой, с космосом стали удивительно созвучны с современной эпохой.  Конечно, русская философия рассматриваемого нами периода была преимущественно религиозно-идеалистической, но при этом она была пронизана духом исканий совершенного и нравственного человека и враждебным отношением к мещанству, эгоизму, потребительству. Все основные представители русского идеализма, начиная с П.Я. Чаадаева и кончая П.А. Флоренским и                                 А.Ф. Лосевым, считали религию душой культуры и основой мировоззрения человека. Но в наше время, когда четко выявились отрицательные стороны рационализма, научно-технического прогресса и завоевательного отношения к природе, такая позиция не должна вызывать отрицания. Ибо плюрализм духовных исканий предполагает усвоение из прошлой культуры всего, что обладает гуманистическим дальнодействием. Как прозорливо заметил                        Н.А. Бердяев в «Русской идее»: «Многое то уходит в глубину, исчезая с поверхности, то опять поднимается вверх и выражает себя во-вне. Так будет и у нас. Происшедший у нас разгром духовной культуры есть только диалектический момент в судьбе русской духовной культуры… Все творческие идеи прошлого вновь будут иметь оплодотворяющее значение. Духовная жизнь не может быть угашена, она – бессмертна» [9, с. 152].

 

Использованная литература

 1.    Чаадаев П.Я. Сочинения. – М., 1989.

2.    Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Слово. – 1990. – № 1.

3.    Киреевский И.В. Критика и эстетика. – М., 1974.

4.    Герцен А.И. Былое и думы. – Л., 1947.

5.    Лосский Н.О. Характер русского народа // Слово. – 1990. – № 3.

6.    Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах. – М., Том 1. – 1989.

7.    Бахтин М.М. Проблемы этики Достоевского. – М., 1963.

8.    Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. – М., 1990. – № 1.

9.    Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. – М., 1990. – № 2.

 

 Філософія. Культура. Життя. Спец. Вип.., Дніпропетровськ, 2006

 

 

 

 

П А Р Т Н Ё Р Ы

  OZON.ru  

 

  Yakaboo
    Advego — общайся и зарабатывай деньги!
  $$$ для web-мастеров
  Библиотека ИХТИКА
   

2001-2010 © Yevgen Smotrytskyy. All rights are reserved.
 Сайт создан в марте 2010 г.
Последнее изменение сайта 25.03.2010 г.

Designed by lolamax

 

ВВЕРХ

 

 

Хостинг от uCoz