ГЛАВНАЯ
 
Вехи жизни
и творчества
Автобиография
Публикации
Сотрудничество
Ученики
 
Гостевая книга

 

 

 

 

 

Василий Иванович Шубин


Философ     Литературный критик   Учитель

 

ПУБЛИКАЦИИ В.И. ШУБИНА


 

 В. И. Шубин

 

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

  

 (На примере поэтических сборников Б. Левита-Броуна «Терзания и жалобы». – С.-Пб: Алетейя, 2000; «Лишний росток бытия». – С.-Пб: Алетейя, 2001).

 

Мне уже приходилось давать оценку поэтического творчества Б.Левита-Броуна и его мировоззренческой прозы (см. вып. 11, 15, 20). Речь идет о трех предыдущих поэтических сборниках: («Пожизненный дневник».- К.: Украинский писатель, 1993; «Вердикт».- С.-Пб.: Петрополь, 1999; «Строфы греховной лирики». - С.-Пб.: Алетейя, 1999). К его мировоззренческой прозе относятся два солидных издания («На Бога надейся». – С.-Пб.: Алетейя, 1998 и «Рама судьбы: Религиозно-философские очерки и этюды». – С.-Пб.: Алетейя, 2000). Кроме того, мною был дан анализ альбома графики «Homo erotikus», который был издан Б. Левитом-Броуном в Италии (см. мою статью «Антиутопия в графике. Отношение полов как проблема с точки зрения художника и философа» // Гуманитарный сборник. - Днепропетровск, НГА, 2002).

«ТЕРЗАНИЯ И ЖАЛОБЫ» - так называется четвёр­тая книга стихов поэта, вышедшая летом 2000 года снова в совместном издании «Алетейи» и Фонда русской поэзии. В этой книге Б. Левит-Броун возвращается к истокам своего творчества, в чём есть закономерность. За плечами не только три поэтических сборника, но ещё и две боль­шие религиозно-философские книги: «На Бога надейся» и «Рама судьбы». Однако «Терзания и жалобы» -сборник ранних стихов и поэм - не ретроспектива всего пройденного пути, а именно возвращение к самому его началу. Здесь, конеч­но, и стремление оживить лучшее из того, что похоронено в безвестности «Пожизненного дневника», который, будучи издан в Киеве, фактически не дошёл до русского читателя (лишь отдельные экземпляры проникли в петербургский по­этический круг), и желание опубликовать то, что ещё ни­когда не публиковалось (стихи и поэмы 70-х годов), но прежде всего, я полагаю, потребность соприкоснуться с соб­ственной поэтической юностью, с энергетикой словесного творчества, которую поэт в те годы впервые обнаружил и раскрыл в себе.

Пора... пора в стихию бурных слов!

В велениях души - призыв набата.

Цветным огнём охвачен сердца старый дом,

 а в доме том

                        рассветных снов пушистый ком

в ожогах догоревшего заката.

Подпись: © Шубин В.И., 2004

 

В ранних стихах Б. Левита-Броуна ещё нет опыта ма­стерства, но есть неподражаемая прелесть первого свида­ния с поэзией. Поэт буквально опьянён вербальным пото­ком, вырывающимся из его души, поражён открытием в себе дара словотворчества. Напор мотивов, рифм, сравне­ний, метафор так велик, что шлифовка материала не все­гда поспевает за ним. Но свежесть и самобытная сила этой поэзии уже очевидна. Есть что-то античное в страст­ном упоении поэта мощью слова - как у софистов, ко­торых Герцен видел «пышными великолепными цветами богатого греческого духа», которые «выразили собою пери­од юношеской самонадеянности и удальства», у которых  была «страшная откровенность и страшная многосторон­ность», ум которых был «гибок и ловок», а язык «неустра­шим и дерзок». Вот такой удалью, раскованностью - безоглядным погружением в вербальные пучины и откры­тостью всего существа миру - веет от ранней поэзии Бориса Левита-Броуна.

 

Первая часть называется: «Терзания молодого безбож­ника», В этом названии есть элемент оценки поэтом свое­го прошлого. Понятно, что и название части, и вся струк­тура книги формировалась в период подготовки материала к изданию, а не в период написания стихов. Поэт смотрит на свою поэтическую юность с высоты прошедших лет и пройденного пути. Действительно, эту часть составляют стихи и поэмы, в которых с почти фанатическим упорст­вом повторяются вопрошания к себе и к жизни о несвязуемости, о невозможности контакта, о трагической разно­сти между поэтом и окружающим миром. Этому посвящены очень острые и ранящие стихи «В проходном дворе», «Правило круга», «Завет», «Мне одиночество дано...», «Ранюсь о повседневность...» и поэмы «Неудачные сти­хи», «Разные песни», «Неразборчивое». Да, собственно, вся первая часть сборника - почти сплошное терзание и жалоба:

Отчего стало быть тяжело?

 Оттого ли, что сил не собрать,

 или кто-то незримый опять

мне тихонько подрезал крыло?

 

Отчего стало трудно дышать?

Оттого ли, что ветер невмочь,

или просто под камнем лежать

 невозможно в холодную ночь?

 

...мне тихонько подрезал крыло...

 ...или просто под камнем лежать...

Оттого стало трудно дышать,

 оттого стало быть тяжело.

Уже ранняя поэзия Б. Левита-Броуна порой до жесто­кости точна в выражении подавленности современного мыс­лящего и чувствующего человека. Открытость всего суще­ства поэта миру оборачивается страшными открытиями, глубокими ранами, тьмой, вплоть до полной беспросветно­сти, окончательной тупиковости:

 

Переступи порог балкона

не размыкай сгоревшие уста

 пусть даже твоего поклона

 и не заметит темнота

 

качанью тополя ты не ищи названья

вглядись в эту распластанную ночь

пусть медленно до твоего сознанья

дойдет

что некому тебе помочь.

Читая такие страшные «откровения» молодого человека, понимаешь - он неизбежно погибнет, если не найдёт пути духовного. Можно определить поэзию Б. Левита-Броуна как поэзию тоски по вечным ценностям и пути к ним. Ранние его стихи как раз и показывают, какими муками и провалами сопровождалось обретение этого пути, духовное распрямление, становление религиозного со­знания, которое крепнет в поэте от книги к книге.

Вторая часть сборника, названная «Жалобы влюблённо­го» (в основном стихи середины 80-х), посвящена не столько любви, сколько тёмным переживаниям, связанным с любо­вью. Тут и ревность (есть даже «поэма ревности»!), и тос­ка, и разочарование, и угрозы в адрес некоей слишком не­решительной возлюбленной. Есть и «окончательное заключение», столь типичное для юношеского темпера­мента - «Нельзя связать любовь и жизнь...» (максима­лизм? да... но, увы, и горькая правда большинства!). До­стойно удивления, что 35-летний поэт сохранил способность к душевной юности. Это во многом объясняет саму воз­можность появления через 14 лет такой магматической кни­ги, как «Строфы греховной лирики».

«Терзания и жалобы» в целом, с двумя частями и за­ключительным разделом, который автор озаглавил «Первое прозрение», оставляют ощущение страшного груза безна­дежности, который поэт нёс на плечах в начале своего твор­ческого пути, и первых, пусть и мрачных, прозрений об истинном положении вещей: о заблудшести мира, о неснимаемом трагизме существования и о жизнедающей силе взгляда вверх, в небо, откуда только и может быть почерпнута вера в «вечную весну».

Поздней осенью 2000 года мне на стол лёг оригинал-макет новой большой книги стихов Б. Левита-Броуна, со­бравшей его неопубликованные стихи с 1995 по 1998 год. И это был, наконец, сборник, который по заведенной самим поэтом традиции мог считаться «очередным». В подзаго­ловке указано: Третий том книги стихов «Пожизненный дневник».

«Лишний росток бытия» - так автор озаглавил свою книгу. Так видит он и самого себя и в эпиграфе.

Заглавие и эпиграф вносят совершенно новые ноты в духовную интонацию. Это уже не просто констатация по­вседневности поэтического труда, как в «Пожизненном днев­нике», и не обвинение себе и эпохе, как в «Вердикте». Это спокойное и зрелое принятие своего места и роли в мире, где поэт - философ (а по нынешним тёмным временам вооб­ще Поэт!) - человек лишний, мало кому интересный и никем не поддерживаемый. Прошло время государствен­ных заказов на «периодическую поэзию», так что «горла­ны» остались без работы, а «читаемой поэзией» нынче ста­ли стихи популярных песенок, которые если и не читают черным по белому, то декламируют, цитируют и распевают наизусть. Но Поэта, если ему не удалось стать «своим парнем» среди эстрадной «попсы» либо среди маргиналов с постмодернистами, - т.е. «попсы» криминальной или «попсы» интеллектуальной, - вроде как бы и вовсе нет. А у Поэтов никогда не получалось дружить ни с какой «попсой». Так что, собственно, точнее и не скажешь - лишний росток бытия. Когда отпадают внешние запреты диктатуры (цензура), а внутренние опоры (религиозная со­весть и чувство красоты) истреблены на генетическом уровне, тогда неизбежно наступает новое варварство, цар­ство бескачественного и низкого:

Всё повержено ниц

в царстве вечных «татар»

                          красота, благодать,

чувства, думы и речи...

Удивительно и в то же время вполне понятно, что поэту приходят на ум вечные «татары» не в России, а в колыбели латинства Италии. Значит, и там совершается «татаризация» обезбоженного мира. Ну... о том, что происходит в России и насколько эти стихи актуальны для нашей отечественной современности... судите сами.

Поэт действительно не покорился бедам, он продолжает творить свою экзистенцию. О духовной плотности этой экзистенции красноречиво свидетельствует и объём сборни­ка - без малого триста стихов, - и главным образом, конечно же, их качество. Труд, «заповеданный» поэту и им исполненный, разворачивается перед читателем образами под­линно классической поэзии. В «Лишнем ростке бытия» поэтическая зрелость Бориса Левита-Броуна предстаёт во всём блеске неоспоримой и радующей очевидности. Клас­сичность была и раньше отличительной чертой его поэзии, но именно в «Лишнем ростке бытия» она проведена непрерывающейся линией от начала и до конца, от вступительного стиха «Такое вот простосиденье // над кофе, над зяблой рекой» до заключительного: «Я блажен на весеннем ветру                  // полусна... полудна... полубденья». При этом поэт не боится острых, порой рубленых ритмов, у него нет робости перед неологизмами, когда этого требует поэтическая выразитель­ность. Но чувство классической стройности уже не изменяет ему нигде, даже в самых сложных стиховых ситуациях. «Лиш­ний росток бытия» - это книга красивых стихов. Красота не только не ослабляет, но многократно усиливает драматическую и лирическую выразительность, опровергая расхожее суждение, что современная поэзия и вообще современное искусство кровно нуждается в уродстве (которое называют новой красотой»), что без опрощения и опошления поэтического языка, без разрушения художественной формы (которое давненько уже именуют «поиском новых форм») нельзя добиться выразительности. Эти стихи свидетельствуют: красота может выразить всё.

Сохранено тематическое богатство, унаследованное от предыдущих томов (исключая «Строфы греховной лирики»), но с определённостью прослеживаются три магистральные темы книги: 1) судьба поэзии и поэта; 2) природа и человек; 3) конечные цели человеческого бытия. В поэзии Левита-Броуна явно усилились и получили более прямое выражение религиозные мотивы. Более пристален и глубок взгляд на природу. Много стихов посвящено Италии.

Даже беглый взгляд на алфавитный указатель сборника фиксирует болезненную значимость для автора проблемы судьбы поэта и его творений. Множество стихов так или иначе - об этом. Вот лишь несколько заглавий или первых строк: «Ах... нету тягостнее ремесла», «Блуждание в деб­рях стиха», «Молчи, поэт!..», «О сочинительстве», «По­священие поэту», «Пушкину», «Ты писал о весне, но на­стала зима!..». В программном стихотворении «Конец книги» поэт выражает своё творческое кредо:

Ты думаешь, что всё ты написал?

Ты презираешь строчек изобилье?

Тебе опустошённости оскал

Маячит за истасканною былью?

Но вспомни, друг, как быль твоя кратка,

исполнись бездны тайною предвечной,

вздохни, остынь

                           и новый путь беспечно

к заветному начни издалека.

В стихах поэта зачастую необычно сильно выражен мыс­лительный элемент, они взывают к читателю, способному чувствовать и понимать. Свою жизнь поэт не только пере­живает, но и осмысливает, то изливая горькие сомнения, то веруя в своё высокое призвание, то стоически-спокойно кон­статируя антиномию желанного и совершающегося:

Ты писал о весне, но настала зима!

Всё сбылось как во сне - без пути, без ума.

……………………………………………………

...и горели снега под февральским лучом,

 и забвенья пурга погребала твой дом.

Но отвергнув наветы пустого ума,

 понимая — уже состоялась зима,

Всё задув, зачеркнув... одному только сну

 ты поверил надежду, мечту и весну...

Всё, терзания и жалобы кончились! Настало время муд­рости - и человеческой, и творческой. «Сова Минервы вы­летает с наступлением сумерек» -этой максимой Гегель предваряет свою «Философию истории». Что ж, путь поэта - тоже философия, и у неё есть своя история. Если «Терзания и жалобы» и отчасти «Пожизненный дневник» в эмоцио­нальном аспекте чем-то напоминают поэзию последнего ве­ликого ваганта, Франсуа Вийона; если общий психологичес­кий настрой «Вердикта» действительно созвучен трагизму и томлению Анненского, то «Лишний росток бытия» тяготеет к позднему твор­честву Пушкина, Гейне, Есенина. Я без всяких опасений применяю эти многочисленные сравнения к поэзии Бориса Левита-Броуна, ибо его стихи многое и разное напоминают, но ни на что не похожи. Да он, судя по всему, и не боится вызывать ассоциации. Всё на свете что-нибудь или кого-нибудь напоминает! Но подлинный художник избирает такой, а не иной путь, не потому, что это на кого-то или что-то похоже, либо, наоборот, - непохоже. Он просто избирает свой путь. Для посредственности все пути - торные. Для таланта все пути - новые. Богатая аллюзивность стихов  Б. Левита-Броуна - это их достоинство, их многообразие, живая связь с духом русской поэзии, а нередко и прямая беседа на рав­ных с классиками, с которыми поэт общается и через эпигра­фы, и через родство поэтического языка, и через близость духовно-душевного настроения. В «Лишнем ростке бытия» стих поэта достигает совершенства в избранной поэтике. Он упруг и лаконичен, ёмок по смыслу и прозрачен в звучании, эмоцио­нально насыщен. Собственно говоря, вхождение в полную зрелость поэтики определилось ещё в «Строфах». Но сами «Строфы», хоть и опубликованы раньше, хронологически на­писаны позже, чем стихи «Лишнего ростка бытия». Это зна­чит, что потрясение, породившее «греховную» лирику «Строф», заслонило в жизни поэта все его существеннейшие духовные проблемы, а точнее сказать, просто поглотило их, вобрало в огненный шар страсти. Сам факт нынешней, как бы запозда­лой, публикации «Лишнего ростка бытия» говорит о том, что только теперь завершается слияние окончательно созревшей поэтики Б. Левита-Броуна с магистральными темами его твор­чества. Он не поэт любви. Он поэт, сотворивший удивитель­ную и единственную в своём роде книгу стихов о любви, но поэтом любви его назвать нельзя. Моё изначальное опреде­ление его поэзии, как поэзии тоски по вечным ценностям и пути к ним, остаётся в силе. Опубликовав «Лишний росток бытия», Б. Левит-Броун подлинно обретает себя как поэта-романтика и поэта-философа. Совершается именно то, чего он требовал от себя ещё среди потрясений «Строф», в стихе на эпиграф из «Бориса Годунова»:

«Я царь еще...»

Зима этих солнечных дней,

желаний и тёмных тревог —

хоть с ней породниться сумей,

коль с жизнью спознаться не мог.

Из гиблых молчаний своих

послушай, что шепчут лучи,

пусть твой независимый стих

вернется к тебе.

Не молчи!

Да... снова ты предан, как встарь,

бессильною женской душой,

но вспомни, что ты еще царь,

не никни, не сетуй

и... пой!

Мудрость начинается с осознания тщеты многих личных усилий и упований, с понимания границ человеческих воз­можностей, с предпочтения всем иным - духовных ценно­стей и забот о душе. Начало мудрости - это смещение жизненных установок в сторону вероактивных усилий.

Неизменные темы поэзии Левита-Броуна - жизнь и природа - по-иному звучат в его последней книге. Отно­шение к жизни становится более уравновешенным и при­мирённым:

Всё как-то сравняет дорогой,

всё как-то пройдёт без следа.

Кому-то даётся немного,

 кому-то — большая беда.

С высоты поэзии мудрости можно осознать ценность скоротечной и конечной жизни, красоту и важность приро­ды, вне которой нет существования. Отношение же к смер­ти становится у поэта более просветлённым, и в то же время остро болезненным. Смерть неотменима и нестерпи­ма: с ней не может быть никаких пактов мудрости. Вот почему проникновенно, до щемящей боли в сердце, отдают­ся в читателе такие стихотворения как, например, «Роща»:

                     Радость минуты, осенней минуты, -

                      ты, невозможная, … грешная ты!

                     Сердца на миг перерезаны путы,

                     вешними снами раскрылись цветы.

                     Выйду ж и я в незабвенную рощу

                     цветоголовым весенним юнцом!

                     К белым стволам с первобытною мощью

                     вновь припаду обгорелым лицом.

 

                     Что это - детство?

                                             А может быть, просто

                     тихих рыданий слепая волна?

                     Судорогами обратного роста

                     смерть призывает.

                                             Упрёков полна

                     жалоба жизни.

 

                                             Покорные пени

                     соком смолистым по корам сползут.

                     Всё совершится в берёзовой тени,

                     прошелестит и окончится тут.

Это подлинно классические русские стихи! Взгляд на мир стал сдержан и проницателен, не утратив ни остроты, ни напряженного трагизма. Стих стал проще и прозрачнее, выражение чувств глубже и убедительней. О том, насколь­ко не утратил поэт экзистенциальной зоркости, свидетель­ствуют хотя бы такие строки:

 

Туда возвратиться - отрада!

Там первых тревог города,

 тропинка знакомого сада,

 младенческих снов череда.

Но тьмой возвращенье карается,

 и слезы - цветенья вода -

напрасно из глаз проливаются, -

 тропинка в тупик упирается,

 она не ведёт никуда...

В воспоминаниях детства, обычно столь милых сердцу и столь охотно посещаемых памятью, поэт чувствует яд вся­ких просто-воспоминаний, смертельный яд невозвратности и виднеющийся из тьмы тупик.

С ещё большей интенсивностью, чем прежде, разворачи­вается жизнь поэта в природе, которую он видит как отра­жение своих собственных душевных движений. Всё в приро­де до предела очеловечено, всякое её состояние имеет прямую связь с состояниями человека. Такого обилия гуманизированных пейзажей или своеобразных «портретов» природы в пре­дыдущих сборниках нет. «Уже простёр закат венчающую руку», «Свежесть легла на холм                        // выпуклой грудью тучи», «Коры мокрые... мокрые коры // и проплаканные небеса», «Какая тень! Как будто глубина», «Полянка ромашек - мне страшен твой вид», «Подымешь голову, смежишь края тоски...», «Чуть тонкий день, прозрачная струя...», «Ласточ­ки стремительный клинок // выхвачен из тёмных ножен тени» - и множество других стихов этой тематической ориен­тации наполняют книгу всеми оттенками лирического спектра.

Но в центре художественного внимания поэта по-преж­нему - человек: жизнь индивида, панорама эпохи, нако­нец, судьба человечества. То это кошмар уничтожения че­ловеком окружающей среды:

Гляди и молись, зажимая в горсти

 истраченность сердца, изношенность рода.

Ты губишь себя и терзаешь природу,

 но даже травинку не можешь спасти,

то тихий ужас «благословенной» эпохи информатики:

Я вижу эту мрачную страду:

 бесчисленные всходы одиночеств,

немот бессильных бледную беду,

эфира непрозрачную среду

и муку нерасслышанных пророчеств,

то краткий и жестокий портрет тотального безразличия людей:

Милы, не злы, давно на всё согласны,

мы предали друг друга - ты и я,

то не менее краткий и не менее жестокий диагноз миру безбожников:

Ничего не таит, кроме злого урона,

 суета наших дел, нищета наших вер.

Душевное обнищание людей, прогрессивное «освобож­дение» человека от человечности в самом себе, утрата ми­ром своего духовного измерения, забвение страха перед Богом и исключительная одержимость страхом смерти - всё по­рождает в поэте гнетущую озабоченность, а порой, как и прежде, отчаяние, чувство своей собственной вины и недостоинства, потребность в покаянии. Таков короткий стих «Подруге-акации»:

Ты надо мной бессильным наклонись

 и постели мне небо, как поляну!

Я выносить уже не смею высь,

а если в небеса нечайно гляну -

стенанием сердечным исхожу,

к раскаянью прикованный навеки.

Но ты прикрой шуршанием мне веки

и не буди меня, как жизнь я не бужу.

Высшим духовным пластом книги, несомненно, являются стихи прямого религиозного содержания. Я подчёркиваю - высшим духовным пластом, -потому что художествен­ные достижения не всегда и не непременно связаны с духов­ными прозрениями. Впрочем, в книге «Лишний росток бы­тия» встречаются поистине восхитительные совпадения духовной и художественной высоты, как, например, вот это:

Одиноких прогулок Водитель -

Ты давно уже бродишь со мной!

Тихий Праведник, вечный Родитель,

 Бог молчащий, но паче - живой.

И печальную ризницу мира

             озарив духновеньем святым,

 бережёшь Ты меня от кумира.

Ну а лира... на то она лира,

чтоб вздыхать иногда по своим.

Здесь и в других прямо религиозных стихах Борис Левит-Броун находит для себя окончательные решения, ду­ховно избирает высшую возможную направленность путей. Это пути к Богу и пути в Боге. Общение с лучшими из религиозных стихотворений сборника - это уже процесс настолько духовно-интимный, что я не стану их цитировать в обзорной статье. Позволю себе только порекомендовать возможному заинтересованному читателю предпоследнее стихотворение этой книги. Оно как раз относится к числу тех удивительных духовно-художественных откровений, которых в поэзии лишь единицы:

                        

 

Что мне жизни россыпи,

                        если в них я нем?

                       Помяни мя, Господи,

                       в Царствии Твоем.

 

                      Там, где слову вольному

                      темы  - не указ.

                      Там, где колокольнями

                      не уколот глаз.

 

                      Там, откуда песнями  –

                      облаков стада,

                      там, где слово «если бы»

                      означает «да».

 

                      Где ребёнка нежил бы

                      без тоски по нём,

                      где так нудно не жил бы,

                      как мы здесь живём.

 

                      Ибо что мне – россыпи,

                      если в них я нем?

                      Помяни ж мя, Господи,

                      в Царствии Твоем.

В заключение хочется остановиться на особенностях архитектоники сборника «Лишний росток бытия». Она оригинальна. Весь стихотворный материал разбит на девять частей. Каждая из них по-своему своеобразна, а вместе они создают стройный ансамбль слов и смыслов. Пожалуй, суть первой выражают стихотворения «Избранник» и «Откровение». Эпиграфом ко второй части послужило бы стихотворение «Отречься от себя? Так просит высота»; к третьей – «Ты писал о весне, но настала зима!» Лейтмотивом четвертой части являются стихотворения «Рахманинов» и «После музыки»; пятой – очень музыкальное стихотворение «Мне молчать и, долготу качая…». Шестая часть состоит из коротких стихотворений - жемчужинок; это венок стихотворных цветов, смысловое единство которому дают стихотворения «Лампады курений разбили они…» и « Я царственному небу бью челом!». Седьмая часть больше всего насыщена смысложизненными проблемами и вопросами, особенно в «Самодиалогах»- этой подлинной находке автора. Восьмая часть сильнее других пронизана религиозными мотивами, впрочем, как и девятая и знаками этой духовной устремленности являются стихотворения «Одиноких прогулок Водитель…» и «Что мне жизни россыпи…».

Поэзия Бориса Левита-Броуна - явление уже сложив­шееся, мир уже сотворённый. Мне нет надобности прини­мать позу ментора, чтобы потрепать поэта по плечу и вели­кодушно напутствовать его на новые свершения. С этими привычными «отеческими» амбициями русская критика опоз­дала. Невозможно предугадать будет ли иметь про­должение обширная «книга стихов без конца» или она окон­чится третьим томом - «Лишним ростком бытия». Как бы то ни было - вхождение в русскую поэзию нового боль­шого поэта состоялось.

Увы, когда мы говорим - «заметное явление», это вовсе не обязательно означает явление «замеченное». Такова гру­стная реальность, и её не компенсируешь ссылками на вре­мя, которое всё расставит по местам. Один из величайших русских поэтов двадцатого века, Георгий Иванов, «вернул­ся в Россию стихами», даже был весьма респектабельно издан в трёх томах, но не стал замечен настолько, насколь­ко он заметен. История популярностей свидетельствует о том, что люди склонны больше любить самих поэтов, чем их поэзию, предпочитают сопереживать их личным несчас­тьям, чем разбираться в масштабах их художественных до­стижений. «Люди верят только славе» - жаловался Пуш­кин. Слава же - ещё с пушкинских времён - это, прежде всего, ославленность скандалом, а ещё лучше - гонением. Георгию Иванову, даже притом, что он - первый поэт русской эмиграции, не по силам было «вернувшись в Россию стихами» сравниться по популярности с опальными поэта­ми реального Отечества, которых сажали в лагеря, судили и ссылали. Никакие поэтические вершины не затмят того, что совершается «на лобном месте». Это, в сущности, очень трогательная человеческая черточка: больше обласкивать вни­манием тех, кто выступал, а тем более пострадал «на миру», чем тех, кто создал более высокие художественные ценно­сти. Не потому ли «на миру и смерть красна»?

С точки зрения надежд на популярность, положение Б. Левита-Броуна, прямо скажем, не лучшее. Да и сам характер его поэзии, углублённой и аристократически возвы­шенной, классической по внутреннему строю, плохо согласуется с демократическим пульсом времени. Религиозная же направленность его духовного-поэтического пути - это вообще «не для теперь». Это провозвестие возможного будущего обращения общества к основаниям веры, которые ныне разрушены, но усилиями лучших людей России - религиозных проповедников, мыслителей и художников - медленно и неуклонно восстанавливаются.

Что ж, всё правильно: возрождая и развивая в своей поэзии лучшее достояние русской классики, духовно Борис Левит-Броун опережает своё время, как то и предначертывается жизнью всякому большому поэту.

  

Использованная литература

1.     Левит-Броун Б. Поэтический сборник «Терзания и жалобы». С.-Пб.: Алетейя, 2000;

2.     Левит-Броун Б. Поэтический сборник «Лишний росток бытия». С.-Пб.: Алетейя, 2001.

Філософія. Культура. Життя. вип..24, Дніпропетровськ, 2004.

 

 

 

П А Р Т Н Ё Р Ы

  OZON.ru  

 

  Yakaboo
    Advego — общайся и зарабатывай деньги!
  $$$ для web-мастеров
  Библиотека ИХТИКА
   

2001-2010 © Yevgen Smotrytskyy. All rights are reserved.
 Сайт создан в марте 2010 г.
Последнее изменение сайта 25.03.2010 г.

Designed by lolamax

 

ВВЕРХ

 

 

Хостинг от uCoz