В. И. Шубин
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ КАК КРИТИК
КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ ХАЙДЕГГЕРА
«
Ценности культуры не погибли, однако, они стали другие по своему
рангу» [ 1, 206] – так заканчивается статья Ортеги « Новые
симптомы». Действительно, испанский мыслитель стоял у истоков
переориентации европейской философии, той смены вех, что привели
в начале ХХ столетия к утверждению неклассической философии. По
большому счету он является философом культуры, поэтому так много
места в его творчестве занимает анализ искусства. Вслед за
Гегелем Ортега также говорит о сумерках искусства в буржуазном
обществе, а в работе « Дегуманизация искусства» предпринимает
попытку теоретического осмысления художественного авангарда [2,
230 – 263]. Эстетическая концепция его достаточно хорошо
исследована в отечественной литературе [3, 110 – 148]. Ортега –
и – Гассет является ярким критиком « массовой культуры» и
«массового общества», что сделало его европейски известным
мыслителем уже на рубеже 20-30-х годов прошлого века, особенно
после публикации «Восстания масс» [4]. Общий вывод мыслителя был
бескомпромиссным: « Все старания затушевать тяжелый кризис,
через который проходит сейчас западная история, останутся
тщетными. Симптомы слишком очевидны…» [5, 264].
Кризис философии он видел прежде всего в том, что она, оперируя
универсальным «чистым разумом», отвернулась от жизни, от
конкретного человека. Отсюда проистекает пафос критики со
стороны Ортеги в адрес Декарта, Лейбница, Гегеля и вообще
классической европейской философии. Но и в современной ему
философии Ортега видел симптомы ухода от живой жизни в область
надуманных концепций. В этом отношении особенно показательна
критика хайдеггеровской «фундаментальной онтологии». Мыслитель
часто ссылается на Хайдеггера, часто полемизирует с ним, как
например, в работе « Идея начала у Лейбница и эволюция
дедуктивной теории». Это полемика двух гениев . Называя книгу
Хайдеггера « Бытие и время» гениальной, а самого автора – гением
новейшей философии, Ортега – и – Гассет, тем не мение,
подвергает суровой критике концепцию Бытия Мартина Хайдеггера.
За что? В принципе, за то же, за что и представителей
классической европейской философии: за уход от жизни, за подмену
ее абстракциями. В книге « Бытие и время» Хайдеггер претендует
на новую постановку проблемы о Бытии, однако: « В томе –
единственном опубликованном – Хайдеггера не содержалось новой
постановки проблемы Бытия, везде говорилось не о Бытии, а лишь о
различии разных смыслов Бытия… Я ожидал с неиссякаемым
оптимизмом, что тем не мение Хайдеггер собирается сделать это в
одной из будущих работ, … хотя Хайдеггер уже объявил тогда, что
не будет публиковать второго тома «Sein und
Zeit», поскольку оказался в тупике» [6, 295-296]. У него
получается, что Бытие – это все то, о чем человек задается
вопросом, а человек – это лишь вопрос о Бытии. «Непостижимо, что
в книге, озаглавленной «Бытие и Время», которая претендует на
то, чтобы «сокрушить историю Философии»… нет ни малейшей ясности
относительно того, что означает « Бытие», напротив, нам все
время мешает этот термин, повторяющийся, подобно бесконечным
переливам флейты»… [6, 299]. Ортега называет это « характерным
для немецких мыслителей терминологическим произволом», который
затемняет простой и естественный термин «жизнь». По мнению
испанского мыслителя, Хайдеггер « … ни в одной из своих книг не
утруждает себя размышлением, что имеет ввиду под этим термином»
[6, 298]. Происходит это потому, что «… Хайдеггер не ставит
изначально вопрос о Бытии, а в очередной раз пытается создать
классификацию типов Сущего»… [6, 299].
И вывод: «Все это делает для нас
очевидным, что Хайдеггер не владеет с достаточной легкостью
понятием Бытия и что в силу этого он не смог поставить эту
проблему так радикально, как этого требует существующий уровень
философского опыта» [6, 301-302]. Остается добавить, что в своей
критике Хайдеггера Ортега – и – Гассет, по нашему мнению,
оказался прав.
Литература:
1.
Ортега – и – Гассет Х. Новые симптомы. // Проблема
человека в западной философии. М., «Прогресс», 1988.
2.
Ортега – и – Гассет Х. Дегуманизация искусства.
//Самосознание европейской культуры ХХ века. М., Политиздат,
1991.
3.
Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М., «Искусство», 1990.
4.
Полный русский перевод «Восстания масс» опубликован в
журнале «Вопросы философии», 1989, № 3-4.
5.
Ортега – и – Гассет Х. Тема нашего времени. //Самознание
европейской культуры ХХ века. М., политиздат, 1991.
6.
Ортега – и – Гассет Х. Что такое философия? М., Наука,
1991.
Философы ХХ века: Хосе
Ортега-и-Гассет. Минск, РИВШ, БГУ, 2003. |