В. И. Шубин
РИТМЫ ИСТОРИИ
( размышления по поводу
статьи Вольфганга Нойзера
«Структурные перемены в посттрадиционном обществе»).
Статья принадлежит перу немецкого доктора философии,
физика-теоретика по образованию, профессора университета в
Кайзерслаутерне. Ритмы истории – это судьба социума. Д. Вико, К.
Маркс, О. Шпенглер, М. Фуко и многие другие мыслители прошлого и
современности ставили и ставят эту проблему в центр своих
размышлений. В. Хлебников – русский поэт-футурист начала ХХ века
– предпринял попытку математического описания пульса истории, но
ранняя смерть свела ее на нет. Л. Гумилев умер, работая над
книгой «Ритмы Евразии». Оставим на совести Фукуямы его
апологетический миф о «конце истории», то бишь о бесконечности
либерально-буржуазного общества. История никогда не подчинялась
линейной траектории, а муза истории Клио всякий раз потешалась
над авторами линейных экстраполяций. Тем более сейчас, когда
загрязнение природы, бездумное расточение естественных
невозобновляемых ресурсов, насилие над перенаселенной планетой
превратились в самоубийственный процесс, который, вероятнее
всего, спровоцирует геополитические конфликты, непредсказуемые
по своим последствиям.
К счастью автор статьи и не строит никаких прогнозов, а пытается
уловить именно ритмику всемирной истории. Как следует далее из
приводимых мною ссылок на оригинал, Вольфганг Нойзер выдвигает и
пытается обосновать тезис о том, что устойчивой доминантой
существования человеческого общества является периодическая
смена традиционного общества посттрадиционным, которое в свою
очередь становиться опять традиционным, но уже на новом витке,
накапливая внутри себя условия для посттрадиционного общества.
Имеет место ритмическая пульсация социума ( как в моделях
осциллирующей Вселенной), а какая линия в результате этого
формируется – прогрессивная или регрессивная – автор
воздерживается от вывода. Почему? Да потому, что целью статьи не
является создание теоретической стационарной или динамической
модели социума. Цель статьи другая: исходя из постулата, что мы
сейчас находимся в фазе перехода от посттрадиционного к новому
традиционному обществу, В.Нойзер акцентирует внимание на
необходимости исследования механизма смены традиционных
ценностей новыми, характерными для посттрадиционного общества,
чтобы хоть в какой-то мере предвидеть последствия этого и
подготовиться к ним, по возможности смягчив данный болезненный
процесс социальной трансформации. Впрочем, достаточно ясно об
этом сказано уже во введении статьи:
« Структурные перемены в настоящее время принадлежат к самым
большим факторам, вызывающим изменение в нашем обществе. А
именно: секуляризация общества, явно блокирующая религиозную
традицию; глобальные процессы в мировом хозяйстве, в котором
меняется роль национальных государств на фоне всемирного
предпринимательства; новая техника коммуникаций, совершенно
преобразующая трудовой ритм в сторону ускорения темпов;
социальная напряженность и этно-религиозные конфликты,
угрожающие национальной и индивидуальной безопасности; прогресс
в производстве, которое характеризуется высокой рентабельностью
и дает качественную продукцию, поступающую в частную и публичную
жизнь и т.д. Наблюдаемые ныне структурные перемены во всем мире
можно будет понять как конечную фазу длительностью 100-150 лет,
завершающую переход от традиционного к посттрадиционному
обществу; в фазу, аналогичную тем, которые исторически
развертывались в ходе структурных трансформаций в поздней
античности или в эпоху Ренессанса и которые вызывали сходные
явления, как например: разрушение господствующих структур (
распад римской империи, упадок власти Церкви; реорганизация
Европы в противовес США); ослабление культурных традиций и их
замещение чем-то другим ( христианизация вместо локальных
религий, рационализм и эмпиризм вместо аристотелизма);
обесценивание этических норм ( выдвижение на передний план
личной ответственности) и решение спорных вопросов военным путем
( вандальские нашествия, гражданские войны и терроризм)».
Первый раздел статьи буквально переводится так: «
Процессы понимания общества», но мысль автора передается этим
названием лишь частично. Имеется в виду наличие ментальной
сферы не только у индивида, но и у общества в целом. Как и
Альберт Швейцер, автор не приемлет экономический и
технологический детерминизм и пытается объяснить цивилизационные
изменения прежде всего сдвигами в ментальной сфере социума. «
Любая структурная перемена в обществе коренится в изменениях
понимания мира обществом, то есть в изменении основополагающих
структур представлений, а стало быть и действий, которые
вытекают из них. … Предметом любого философского исследования
общественных перемен являются те основополагающие представления
о цивилизации, перемены в которых вызывают глубокие изменения в
картине мира, ориентациях в мире и ценностях поступков. Если эти
перемены, происходящие в большие исторические интервалы, заметны
только для внимательного наблюдателя, выявляют себя в ничтожных
изменениях, но всегда обнаруживаются в новых, относительно
коротких временных рамках ( от 100- до 150 лет), в которых
изменяются понятия, а с ними и картина мира, что в дальнейшем
ведет к новой картине мира и тем самым к новым понятийным
структурам. Эти перемены я обозначаю, как переход от
традиционного общества к пострадиционному обществу. Это
посттрадиционное общество имеет транзитные и очень лабильные
культурные формы, которые, если они окончательно проявились,
означают наличие стабильных общественных форм, ведущих к новому
традиционному обществу с новыми структурами. Сегодня мы живем в
посттрадиционном обществе и его изучение поможет нам обратить
повышенное внимание к тем возможностям развития, которые ведут к
новому традиционному обществу».
Второй раздел статьи – «Что характеризует традиционное
общество?» - говорит сам за себя, поэтому лучше всего не
пересказывать, а обратиться к оригиналу: « Общественные
перемены, о которых в дальнейшем должна пойти речь, дважды имели
место в истории Запада, и опять время движется к новым. Этими
историческими пострадиционными фазами являются поздняя
античность и Ренессанс. Традиционные фазы, таким образом,
являются типом античного общества, средневекового общества и
общества Нового времени. Традиционные общества все же
изменяются, но так, что их основополагающая картина мира в
короткие временные рамки существенно не меняется. Военные,
хозяйственные события и эпидемические заболевания могут
приводить в традиционном обществе к некоторым социальным
сдвигам, но все же они ничего не меняют в стабильности
понятийных структур и поэтому в обществе сохраняется
стабильность в философском смысле. Стабильность – это
традиционное общество в философском смысле… Оно остается
неизменным, так как неизменными остаются основополагающие
представления, а стало быть и структура объяснения мира. … В
границах ничтожной вариативности – в нем согласованность
действий, или такие действия, которые должны блокировать случай.
Изменения в представлениях интегрируются в доминантную
парадигму. Вообще, в традиционном обществе господствует согласие
в ценностях.
При наличии дальнодействующих
концепций о мире имеет место и дальнодействие в согласии о
ценностях, нормах и соответственно в их обосновании. Оправдание
на лицо. Традиционное общество хранит свою культуру на несколько
поколений неизменной; представления, ценности и основополагающие
нормы изменяются чрезвычайно медленно и поэтому в больших
временных границах являются стабильными. Да, стабильность
представлений и ценностей является ценностью и самого
традиционного общества. Конечно, и в традиционном обществе имеют
место наблюдения, совершаются открытия и появляются новые
сведения, которые превышают границы имеющегося опыта. Пока оно
способно интегрировать незначительные изменения в ментальной
сфере и ограничиваться изменениями отдельных представлений,
такое традиционное общество не изменяется. Однако, в своем
временном конце в нем наступают изменения, когда
основополагающие представления изменяются и вследствие этого
возникают процессы, которые своей внутренней логикой выходят на
новые рубежи объяснения жизненного опыта. Тогда изменяются и
нормы. В частности, уже прекращается стабильность понятий,
ценностей и норм. Стабильность – в философском смысле – уже
перестает быть желаемой ценностью. « Изменение» все больше и
больше утверждается в качестве ценности. … Это «изменение» и
готовность к переосмыслению становится теперь стабилизирующей
ценностью. Но тогда мы готовы искать путь к «посттрадиционному
обществу».
В третьем разделе – « Что характеризует посттрадиционное
общество?» - продолжается анализ ситуации, когда традиционное
общество изнутри взрывает себя и превращается в свою
противоположность. «Посттрадиционное общество с
философской точки зрения есть культурная форма, которая
охватывает узкий временной промежуток ( 100-150 лет), когда
имеет место постоянство объяснительной концепции мира, - а
именно для всей сферы существования, которая выглядит в качестве
ценностно-объяснительной. При этом приходится частично
отказываться от действующей парадигмы и ценностей. Если это
имеет место, тогда это отражается в социологически различных
группах. Только по немногим вопросам эти группы обладают
идентичностью. Прежние представления и ценности становятся для
отдельных членов научного общества в посттрадиционном обществе
не всегда жизненными. Понятия и объяснительные концепции
изменяются постоянно. Система образования поэтому должны быть
все время готовой к ее развитию и модификациям, дабы
предотвратить ее устарение и быть способной к восприятию
изменений представлений и ценностей. Сохранение знаний и
образования в относительно неизменном виде допустимо не более
чем на протяжении нескольких поколений, но изменения могут точно
фиксироваться уже в том же поколении, тем более перемены
различных концепций. Если посттрадиционное общество подходит к
конвергентным представлениям и объяснению для всей сферы
практики, оно идет вперед к традиционному обществу, но которое
решительно отличается от того, от которого стартовало это
посттрадиционное общество».
Раздел четвертый: «Что вызывает перемены? Что приводит в
итоге к структурным изменениям?» «Культура общества, - отмечает
автор статьи, - существенным образом зависит от того, как
связаны друг с другом теоретические представления и следующие из
них действия. В основе повседневной жизни, а также и науки, как
наук о духе, так и естествознания, лежит отношение между опытом,
объяснением и действием, которые конституируются не порознь, но
всегда только в их взаимосвязи и только таковыми они являются.
Теоретические объяснения должны опережать любые действия, с тем
чтобы мы могли понять этот результат действий вообще как
результат наших поступков и тем самым как основание и инструмент
прогнозирования для дальнейших действий. Взаимовлияние
представлений, опыта и поступков, которые всегда выступают
одновременно, является основополагающим для любого человеческого
существования. Но при этом нельзя предполагать, что опережающее
размышление будет выполняться рационально в каждом отдельном
действии; напротив, для повседневных поступков характерно то,
что они тяготеют к рутинным схемам.
Если же нам встречается факт, который до сих пор нам не был
известен, мы ищем новое объяснение, для того чтобы сделать
предсказуемыми будущие действия на основании этого знания. Так
мы расширяем сферу нашего опыта. В существующих знаниях ищут
прежде всего то, известен ли этот факт, отличен ли он от
представлений других индивидов научного сообщества. Если это не
случайно, значит найдено новое из возможных объяснение или новое
представление для данной сферы деятельности . И если это
покажется достаточно интересным для носителей культуры общества,
чего мы можем ожидать, то эти видоизмененные представления
обогащают общество, интегрируясь в него, и становятся общим
благом. « Общество» вновь поняло нечто новое. Это может
происходить во всех областях культуры и начинаться во всех
сферах культуры. Затем данные перемены входят в обыденное
сознание традиционного общества.
Незначительные изменения приводят постепенно к системной
концепции знания, с иной структурой понятий и теорий, без чего
эта новая объяснительная парадигма не может появиться, поскольку
модификация знаний и ценностей является частью активного
осмысления. Понимание является элементом объяснительной
концепции и требует осторожного толкования. Ибо каждому понятию
мы придаем эксплицитное значение и наделяем имплицитным
содержанием. Эксплицитное смысловое значение указывает на
обдуманное содержание предмета. Имплицитное смысловое значение
содержит в себе указание на коннотацию, контекст и возможные
превращения, которые мы можем использовать при анализе опыта и
других понятий. С понятием связан и процесс оценки. …Все три
аспекта: эксплицитное значение, имплицитное смысловое содержание
и ценностное содержание – являются совокупностью для нашего
мышления… При этом понятия допускают незначительное смещение
значения, границы которого будут даны благодаря имплицитному
смысловому значению ( контексту, коннотации). Мы можем и будем
исходить из этой взаимосвязи действий, основанных на сходстве с
прежними действиями, поскольку наши объяснительные концепции
ориентировались на эти прежде неизвестные подобия. Границы
устанавливаемого сходства будут даваться через имплицитное
содержательное значение.
С переменой границ опыта должны произойти изменения в
представлениях и последующих действиях. Таким является процесс
понимания в традиционном обществе. Это «нормальное» изменение
сферы опыта, действий и структуры представлений в обыденном
сознании протекает в традиционном обществе многие столетия, для
того чтобы Новое состоялось. Если только жизненные факты,
которые утвердились и стали больше необъяснимыми с позиций
установившихся понятийных структур, и в сравнении с прежним
опытом походят на чудо, нежели на предсказуемые следствия из
указанных причин, тогда можно ожидать изменения основополагающих
представлений и объясняющих концепций. И это служит в пользу
вывода, что все или почти все понятия должны будут измениться.
Многое, что до сих пор было объяснимо, теперь с новыми понятиями
перестает быть таковым, о чем, разумеется, не стоит сожалеть,
поскольку этот старый жизненный опыт больше не может быть
объясняющей силой. Сфера опыта и сфера действий полностью
изменились. Эти перемены в представлениях и ценностях ведут ко
множеству попыток объяснения, но которые не могут быть
постоянными в дальнейшем в объяснении сферы опыта и действий.
Фаза, в которой перемены свершаются, является фазой
посттрадиционного общества. Она начинается с увеличения скорости
изменений».
«Какой вывод мы можем сделать из факта смены ценностей в
пострадиционном обществе?» - так называется пятый раздел
статьи Фольфганга Нойзера. В нем особенно ощущается то, что
статья принадлежит не историку, а именно философу, который вышел
на проблематику философии истории: « Наш основной инструмент
описания структурных перемен в философски понимаемом
посттрадиционном обществе есть философские понятия…» При этом
автор подчеркивает неизбывную связь между понятиями и
ценностями, наличием в понятиях аксиологического вектора: « В
философском смысле традиционно понятое общество связано с
ценностями, которые в основном постоянны и обладают
определенным, то есть устойчивым смысловым значением.
Несовпадающие с этим ценности имеют место редко. Этические
нормы, на которые ориентируются наши моральные обычаи, то есть
правила для нашего поведения, тесно связаны со сложившейся
парадигмой. Пострадиционное общество, наоборот, характеризуется
тем, что изменение смыслового значения и ценностного содержания
представлений свершается не в таких больших временных границах,
как в традиционном обществе, но, как следует из изложенного, а
именно – так быстро, что дальнодействие ценностей и смыслового
значения представлений не может иметь место.
Нормы под влиянием изменившихся условий трансформируются так
быстро, что никто больше не в состоянии продлить им жизнь. Но
так как без ценностного содержания никто не сможет осмысливать и
никто не сможет действовать, поэтому никто не станет навязывать
индивидуальную концепцию ценностей, иначе будет невозможно
достичь общественного конценсуса. И это является самым большим
социальным последствием. Но так как в посттрадиционном обществе
динамика и перемены сами являются ценностью, то это даже
приводит к тому, что смена ценностей сама рассматривается как
ценность. Нарушение табу становится ценностью посттрадиционного
общества. Культура, которая до этого в традиционном обществе
была носителем общепринятого объяснения и сохранения, в
посттрадиционном обществе становится фактором тиражирования, так
что в результате нарушения значимых табу она не делает больше
существующие когерентные ценности устойчивыми и провоцирует на
эксплицитную рефлексию – подобно тому как делают сегодня в
индустрии фильмов и паралитературе на миг. Технические и
естественно-научные новации, которые так входят в
посттрадиционное общество, что ведут к дополнительному
результату, то есть бытие и содержание ценностей становятся
аморфными. Применение этических норм так же становится
проблематичным, как, к примеру, сегодня в медицине, в генной
инженерии и в биотехнологии».
Раздел шестой: «Какие уроки вытекают из этого для этики?»
- как и предыдущий - выводит философско-исторические размышления
в область морального долженствования и этической теории: « Этика
– научная дисциплина, которая имеет в своем распоряжении
методический инструментарий, для того чтобы дать в руки общества
рациональные моральные критерии. Этика развивается как научная
дисциплина норм поведения и обосновывает эти нормы, специфицируя
эти взаимоотношения. Этика перепроверяет и создает
согласованность среди норм. Писанные и неписанные кодексы (
право и мораль) должны применяться непротиворечиво, если они
хотят быть руководством к действию. Эти связи, лежащие между
нормами в области обычаев, нравов и морали, с одной стороны, и
права с другой стороны, в будущем или в старом традиционном
обществе когерентны и непротиворечивы во всех правилах. Там, где
этого нет, отношения некогерентны, поэтому интуитивное правовое
чувство сливается с моралью. Их задача становится ограниченной:
проверка и испытание когерентности норм. В дальнейшем нормы не
должны больше твориться; во всяком случае быть лишь эксплицитно
представленными. Но они остаются в традиционном обществе как
неизменные, но и в то же время не деградирующие.
В пострадиционном обществе нормы
сами по себе почти всегда отсутствуют. Теперь обновление и
созидание норм становится центральной задачей этики. Этический
вызов в посттрадиционном обществе заключается в том, что
перемены в ценностях, нарушение норм и табу сами по себе
становятся ценностью и нормой; во всяком случае они приобретают
временное значение, пока не будут обоснованы. Итак, в
посттрадиционном обществе этика, наряду с задачей установления
различий между писаными и неписаными кодексами, сама развивает и
обосновывает нормы. В области хозяйства эта структура
посттрадиционного общества… и другие сходные во многих случаях
являются вирулентными: длительное обучение поэтому является
необходимым до тех пор, пока перемены в научно-технических и
организационных нормах не смогут перейти к коммуникационным
нормам; и дискуссии о глобализации, хозяйственных стандартах и
уровне социальной защищенности не воплотятся в « сознании
общества» в контекст ценностного содержания. Так они станут
предметом использования этики; их обоснованием и созиданием
становится в посттрадиционном обществе этика.
При всех изменениях норм это общественное самосознание остается
внутри философски обоснованных границ понимания – в смысле
нашего изложения – рационально существующим. Поэтому
хозяйственная этика предлагает шанс; что возможно при всех
общественно запрещенных акциях, с тем чтобы достичь стабильность
предусматриваемых связей между индивидуальными и коллективными
действиями, не смотря на отсутствие всеобщего консенсуса по
вопросу о нормах. Это достигается тем, что формируется
индивидуальная система ценностей в посттрадиционном обществе и
гарантируются следования им по отношению к своим партнерам.
Данная система ценностей в свою очередь не может легко
выполняться достигнутыми условиями. Кое-кто ожидаемые перемены
ценностей может представлять так, что система ценностей уже не
повторится, если уж она воплощена в жизнь. Однако возможно
одновременное существование различных систем ценностей. Ведь
согласие в ценностях в посттрадиционном обществе не достигается
тривиальным образом; должно быть соучастие всех сторон в
формулировании ценностей, без чего будет утеряно из виду
функционирование ценностей в последующих жизненных действиях.
Когерентность ценностей, их соответствие национальной и
интернациональной системам права, как и границы действий, должны
быть осмыслены. Для того, чтобы это достичь, философия должна
развиваться как приспособленный для этих целей методический
инструмент». Этими словами заканчивается статья Вольфганга
Нойзера. Таков вывод немецкого философа о служебной функции
философии.
Статья В.Нойзера написана хорошим немецким языком (
Hochdeutsch), стиль ясный, лишенный
всякого намека на заумность, чем, к сожалению, страдают многие
философы. Конечно, при переводе красота слога пострадала.
Чувствуется, что идея циклического развития общества глубоко
захватила автора. Сама по себе эта идея не нова и уже длительное
время конкурируют концепции циклического и линеарного ( в
прогрессистском или регрессистском вариантах) существования
общества. Новизна концепции В.Нойзера видится в следующем.
Во-первых, исследуется механизм превращения посттрадиционного
общества в новое традиционное, причем в основе этого
преобразования социума в свою противоположность лежат не столько
войны, экономические спады или социально-классовые конфликты, а
постепенные сдвиги в общественном и индивидуальном сознании, в
ментальной сфере и эта ментальная революция приводит к коренной
ломке картины мира, устоявшихся ценностей и образа самой
истории. Во-вторых, автор дает оценку той стадии, на которой, по
его мнению, находится современное общество и прогнозирует вектор
его развития. Такой прогноз может иметь большой терапевтический
эффект, поскольку дает возможность упредить или хотя бы
смягчить негативные последствия очередной трансформации
общества, его перехода в новую фазу бытия.
История общества - открытая книга, конец которой не знает никто,
а предсказания проблематичны, ибо нет заранее заданной линии
развития, а есть деятельность людей, а значит имеет место
вариативность возможностей или, как выражался Луи де Бройль,
«волна вероятностей». Оттого такая полифония голосов в
исторической науке и в философии истории. Не лишне поэтому
сравнить концепцию В.Нойзера с историческими эскизами его
французских коллег, прежде всего с образами истории Пьера Шоню и
Мишеля Фуко.
Благодаря
работам, созданным обоими французскими мыслителями по истории
европейской цивилизации, обновилась историческая мысль, и
зафиксированы новые черты в образе истории. Оба предложили
оригинальную историософскую
концепцию, исходя из различных историографических установок,
но положительно оценивая результаты интеллектуального
творчества друг друга. Сравнивать их тем более интересно, что
шли они к своим достижениям с противоположных сторон творческого процесса.
Пьер Шоню (р. 1923 г.) получил
известность в конце 50-х годов благодаря
фундаментальным
исследованиям по экономике Испании ХУ1-ХУШ вв., а затем
— громадной по объему и
значению работе «Севилья и Атлантика». Ученик Ф.
Броделя, он стал
основоположником школы так называемой количественной или
«серийной» истории, акцентирующей внимание на тех уровнях
исторической реальности,
которые поддаются измерению и статистической обработке. Впрочем,
применение математических методов к осмыслению
фактографии характерно было и
для самого Фернана Броделя, в особенности для второго тома его
уникального труда по истории материальной цивилизации 1.
После создания ряда монографий,
посвященных истории Франции, Испании, Португалии, доколумбовой
и Латинской Америки, Шоню покидает область чистой истории и
занимается философией истории. Начиная с «Истории воображения»
(1980). он выпускает целую серию, к сожалению пока не
переведенных исторических трудов: «Во что я верю?», «История
как социальная наука», «Религиозное сердце истории», «Свобода»,
«Апология посредством истории» и ряд других. Франция приобрела
крупнейшего историософа. проделавшего путь от конкретной
научной дисциплины, т. е. гражданской истории,
к философии.
Мишель Фуко
(1926-1984) проделал обратный путь: от философа — к историку.
Будучи известным представителем французского структурализма, в
60 - 80-е
годы он создает ряд трудов, которые ориентированы на
историческую проблематику:
«История безумия в классическую эпоху» (1961), «Рождение
клиники. Археология взгляда медика» (1963), «Слова и вещи.
Археология гуманитарных
наук» (1960), «Археология знания» (1969), «Надзор и наказание»
(1975), «История сексуальности» (т. 1: «Воля к знанию» —
1976, т. 2: «Пользование наслаждениями»
— 1984, т. 3: «Забота о себе» — 1984)2. В 60-е годы
им преимущественно исследуется «археология знания», а ключевой
работой является «Слова и
вещи», в 70-е годы —
«генеалогия власти», а трудами — «Надзор и наказание» и первый
том «Истории сексуальности», в 80-е годы — «эстетика
существования», чему
посвящены второй и третий тома «Истории сексуальности». В
результате, никогда не
покидая философию и в то же время, выходя за ее рамки, Фуко
занял особое место в ряду самых значительных фигур
западной мысли, предложив
неповторимый вариант исторического познания.
Образы истории Шоню и Фуко совершенно
различны, хотя и рождались в одно и то же время. Тем интереснее
их сравнивать. Ведь именно на 80-е годы падает расцвет
прижизненной славы Фуко как историка, а Шоню как историософа. Но
если слава Фуко как философа оставалась незыблемой в среде
философов, то Шоню как историософ встретил на Западе очень
сдержанный прием среди историков. Особое неудовольствие вызвали
среди специалистов его
оценки настоящего состояния западной цивилизации и прогнозы на
будущее.
Образ истории Шоню формируется на
основе «новой исторической науки», которая сложилась в недрах
школы «Анналов», и эволюционировала на протяжении 60 лет в
качестве заметного интеллектуального движения. Шоню относится к
третьему поколению школы, но вслед за Блоком, Февром и Броделем
он не приемлет событийную историю. Родовая черта представителей
«Анналов» — замена события рядом событий, т. е.
ориентация на время «большой длительности», на вековые ритмы,
создающие ощущение непрерывности исторического процесса. Поиск
постоянства и непрерывности — методологический принцип и
своеобразная историософия «Анналов». У Броделя концепция
постоянства, тождественности культуры самой себе обрела образ
устойчивости ее структурных черт, у Шоню — в виде неподвижной,
«серийной истории». Генетическое понимание истории заменили
категории, заимствованные из социологии Э. Дюркгейма, из
структуралистских и функционалистских подходов, а это привело к
переоценке и ревизии основных понятий классической
историографии (время, событие, прогресс, социальная причинность
и др.). У Шоню, как и у его учителя Фернана Броделя, это образ
«стагнирующей истории» (Бродель), и задача заключается в том,
«чтобы вновь обрести те правила, которые слишком долго
удерживали мир в довольно трудно объяснимой
стабильности...» 3.
Таким образом, вместо событий —
этапов традиционной истории - предметом изучения «Новой
исторической науки» стали лишь социальные процессы, ряды и серии
событий, повторяющиеся явления, инвариантные структуры. Это
видение мира отодвинуло в тень личность как виновника событий.
Человек перестал быть актером истории, он подменен структурами,
циклами, коньюнктурами, обменом, тенденциями и т. д. Мало того,
что история оказалась оторванной от человека, отказ от
событийности привел к недооценке генетического, т. е.
причинно-следственного объяснения явлений; оно было заменено
системными связями и функциональными детерминациями. Каузальные
связи попросту перестали замечаться. В результате такого
объективистского подхода, наследником которого стал Шоню, новая
сциентистская историография интерпретирует историческую
реальность так, словно она не обладает аспектом
субъективного, сознательного и волевого. Все отдано во власть
саморегуляции, массовые убийства изучаются в их
повторяемости, фиксируются результаты, но при этом не
учитываются мотивации людей, системы их ценностей. Берутся во
внимание только объективные, внесознательные результаты
процессов и социальных связей. Для объективирующей интерпретации
это неважно, ибо процессы, структуры, циклы и конъюнктуры — это
состояние вещей, и они, понятно, не обладают сознанием. Надо ли
говорить о том, что это существенный изъян, который у Шоню
компенсируется историософскими
импровизациями 4.
Что касается
прогнозов, то Шоню, в отличие от Шпенглера и Тойнби, не
разделяет концепции циклической истории. Он — линеарист и, хотя
допускает возможность
гибели западной цивилизации, но в целом занимает позицию
исторического
оптимизма У Шпенглера ему импонирует мифологема «фаустовского
духа»,
однако волевой напор, энергия, по мысли Шоню, должны быть
одухотворены религией, в то время как Шпенглер равнодушен к
христианству и ретроспективно
опьянен
культурой. Больше сил, больше роста, больше сопротивления и
«гедонистской революции»,
больше риска во имя сохранения и расширения свободы,
больше связи знания с
практикой, с миром — лишь бы не пасовать перед угрозой
конца цивилизации. «Самому
страшному риску человечество подверглось бы в том случае,
если бы цивилизация предпринимателей превратилась бы теперь в
цивилизацию рантье» 5.
Таков вывод Пьера Шоню, сделанный им в 1980 г. в книге
«История и воображение».
Мишель Фуко
придерживается той же структурно-функционалистской методологии,
но прелагает совершенно иной образ истории, нежели Пьер Шоню.
Он стремится выделить
динамические матрицы цивилизации — приют для психически больных,
клинический госпиталь, тюрьму, казарму, школу и т. д.,
исследовать их рождение и функционирование и на этой основе
набросать контуры генеалогической истории знаний о человеке. Он
выделяет три основных матрицы их генерации: «мера» или
«измерение» (Античность), «опрос»
или «дознание» (Средние
века), «осмотр» или «обследование» (Новое время).
«Мера» — это всеобщий регулятор
социальных отношений и основание эстетических канонов античной
Греции, своими корнями уходящее в пифагорейское стремление
сводить сущность природы и общества к пропорциям, к «числу и
образу» (Платон). Мера в эту эпоху является средством
установления порядка и справедливости. Социологические образцы
переносятся на природу и весь космос, который по аналогии с
человеком — микрокосмом рассматривается
с позиций гармонии, симметрии, пропорции, порядка.
«Опрос» как символ средневековой
цивилизации и культуры сложился, по мнению Фуко, в ХН-ХШ вв. и
стал матрицей для образования эмпирических наук, ибо суть
«допроса-дознания» — установление фактов. Сама процедура их
поиска имела операционную модель в практике Инквизиции. В
«Истории сексуальности» (т. 1) Фуко пишет обо всей Западной
цивилизации «как инквизиторской». Все описательные науки,
считает он, сложились на основе «допроса», подобного тому,
который вела инквизиция. Процедура извлечения знаний о природных
телах возникла на основе матриц для извлечений знаний о
человеке, разработанных в средневековых институтах, в частности,
в суде с его инквизиционным допросом, а затем в институте
адвокатуры. «Опрос» есть организация общения, нацеленная на
«истину», на знание о «фактах»; «осмотр» является метафорой или
эпистемой для обозначения новоевропейской эпохи. Это всегда
средство фиксировать или восстанавливать норму, правило,
качественную характеристику, квалификацию, исключение и т. д.
Как считает Фуко, осмотр порождается практикой массового
интернирования в середине
XVII
в., с возникновением и развитием полицейского аппарата, средств
надзора и контроля за населением в массовых масштабах.
Проявлением и материализацией процедуры «осмотра» в
медицине стало рождение клинического госпиталя, в педагогике —
школы с ее экзаменом, в военном деле — парада и смотра. Первый
грандиозный военный парад в истории Западной Европы был устроен
15 марта 1666 г. Людовиком
XIV;
в нем участвовало 18 тыс. человек.
Итак, «мера» — «опрос» — «осмотр»,
соответственно античность — средневековье — новое время. А как
же дальше? Последующую стадию европейской цивилизации Фуко
определяет через эпистему «дисциплина» или «дисциплинарное
общество». Этому посвящена его работа «Надзор и наказание»
(1975). Сам феномен дисциплины Фуко определяет как совокупность
методов, позволяющих обеспечить постоянный контроль и
подчинение. Начиная с
XVII
в., дисциплинарные процедуры стали носить всеобщий характер,
чему способствовали переход от мануфактуры к машинному
производству, возникновение регулярных армий, утверждение
абсолютистских режимов, слияние дисциплинарных методов с
эффективностью и полезностью в экономике. Все это вместе взятое
подготовило современное «дисциплинарное» общество.
В отличие от Шоню, которого
коллеги-историки несправедливо прозвали Кассандрой, Фуко никуда
не зовет, и в его философии истории нет своего варианта Царства
Божия на земле. Единственное, против чего он резко протестует,
так это против глобальных социальных утопий. Как и Шоню, он не
фаталист, но в отличие от него, не сбрасывает с весов истории
субъективный фактор. Для него траектория истории создается
войной всех против всех, создающей системы контроля, надзора,
наказания, а социальные силы, придающие динамику социуму,
находятся по ту сторону добра и зла. События, действия, иначе
говоря, сама история — не добра и не зла, она такова, какова
есть, а эффекты добра и зла извлекаются из истории, будучи
пропущенными, через аксиологическое сознание. Здесь невольно
маячит тень Ф. Ницше, и не случайно. Для последнего за сферой
морали стоит «воля к власти». Но и Фуко считает христианскую
мораль одним из средств «технологии власти». Как и Ницше, он
активный оппонент и противник христианской историософии.
Никаких схем и абстракций! Общество — бездушная машина, и его
надо высветить силой знания, чтобы не быть слепой игрушкой
событий и власти. Надо познать самое обыденное в человеческом
существовании, т. е. жизнь людей в
семье, в
школе, казарме, больнице, университете, в лаборатории, на
фабрике, в
суде и т. д.,
чтобы ставить и достигать конкретные гуманистические цели. Это
и
будет сопротивление машинериям массового общества.
Но
сопротивлению учит и Шоню, не как историк, приверженец
«Анналов»,
а как
историософ. Все его исторические труды посвящены обоснованию ценности
свободы, которую он коррелирует с активностью субъекта, с
трудом, с
деятельностью. Смысл же деятельности придает религия.
Шоню-философ явно
в оппозиции к
Шоню-историку. В зрелом возрасте он перешел из католичества
в
лютеранство, в котором сильнее подчеркивается аспект активности
человека.
Оба мыслителя
составляют славу французской интеллектуальной элиты.
Оба энергично служили Клио и на этой стезе резко разошлись с
парадигмой
исторической историографии, предложив оригинальные концепции
исторического
процесса, без которых современное историческое познание уже не
сможет
обойтись.
Наш обзор
моделей истории общества подходит к завершению. Оригинальность
концепции В.Нойзера несомненна, но несомненно также и то, что
последней точки в таких фундаментальных проблемах быть не может,
да автор и не ставит точку, а приглашает к теоретическому
разговору, который может дать новый импульс
философско-историческим исследованиям.6
Литература:
1
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и
капитализм,
XV-XVIII
вв. т.2. Игры обмена. М, 1988.
2
Здесь требуется пояснение. Названия ряда работ при издании их на
русском языке изменены. Это нетрудно увидеть из следующею
перечня работ Фуко М.: Воля к истине. М, 1966; По ту сторону
знания:
власть и сексуальность. СПб., 1996; Забота о себе. М - Киев,
1996; История безумия в
классическую
эпоху. СПб., 1996, Археология знания. Киев., 1996; Рождение
клиники. М., 1996;
Надзирать и
наставлять. Рождение тюрьмы М., 1999
3
Бродель Ф Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV-ХVШ
вв. Т. 1. Структуры
повседневности: возможное и невозможное. М., 1986.
4
К сожалению, на русском языке есть лишь интерпретации Шоню, но
не оригинальные его
труды.
Например: Афанасьев Ю.Н. Фернан Бродель и его видение истории //
Указ. соч. Ф. Броделя, т
1.; Вжозек В.
Историография как игра метафор: судьбы «Новой исторической
науки» // Одиссей.
Человек в
истории. М., 1991; Каграманов Ю.М. Фуга о свободе // Вопросы
философии. 1993. № 4.
5
Цит. по:
Вопросы философии. 1993. №4.
6
Привожу на русском языке источники, на которые даются ссылки в
статье В.Нойзера. За исключением книги Ж.-Ф.Лиотара это все
собственные работы автора статьи: Логика проекта. Понимание как
конструкция действительности, в: Система и структура.
V/
1, 1997, с.7-21; Незнание. Основополагающее условие для проекта
Вселенной, в: Между знанием и незнанием. Мюнхен, Меринген, 1999,
с.85-98; Философия в технико-естественнонаучном университете, в:
Кайзерлаутерн, 2002, с. 103-110; Природа и понятие. Штуттгарт
–Нью-Йорк, 1995.
Wolfgang Neuser, Kaiserslautern
(Deutschland)
Strukturwandel
in der posttraditionellen Gesellschaft
Strukturwandel gehört gegenwärtig
zu den größten Herausforderungen unserer Gesellschaft, das sind:
Wertewandel in der säkularen Gesellschaft, deren religiöse
Tradition sich aufzulösen scheint; Globalisierungsprozesse einer
Weltwirtschaft, in der sich die Rolle der Nationalstaaten neben
weltumspannenden Unternehmen als global players wandelt; moderne
Kommunikationstechnik, die das Arbeitsleben in rasantem Tempo
verändert; soziale Spannungen und ethisch-religiöse Konflikte,
die die nationale und individuelle Sicherheit bedrohen;
Produktionsfortschritte, die mit Qualitätsgewinnen und -verlusten
im privaten und öffentlichen Leben einhergehen; u.a.
Der gegenwärtige weltweit
beobachtbare Strukturwandel muss als die Endphase einer 100-150
Jahre währenden Übergangsphase von einer traditionellen zu einer
posttraditionellen Gesellschaft verstanden werden, die sich
strukturell ähnlich auch historisch in der Spätantike oder in
der Renaissance abgespielt haben und die auch zu ähnlichen
Erscheinungen, wie der Auflösung politischer
Hegemonialstrukturen (Zerfall des römischen Reichs, Zerfall der
Kirchenmacht, Reorganisation Europas in Konkurrenz zu dem USA),
Niedergang kultureller Traditionen und ihrer Ersetzung durch
andere (Christianisierung statt lokaler Priester, Rationalismus
und Empirismus statt Aristotelismus), der Umwertung von
ethischen Normen (Betonung der Subjektverantwortung), oder
kriegerischen Auseinandersetzungen (Vandaleneinfälle,
Bürgerkriege und Terrorismus) geführt haben. Sie haben auch eine
strukturähnliche Ursache.
Auch wenn die
politisch-gesellschaftlichen Umbrüche auf den ersten Blick der
Motor dieses Wandels zu sein scheinen, stellen sie jedoch nur
Erscheinungsformen einer Veränderung der Gesellschaft dar, die
ihren Grund in der Änderung von Verstehensprozessen in der
Gesellschaft haben - wie ich im folgenden zeigen will.
Ich will die Instrumente
entwickeln, diese Verstehensprozesse ihrerseits zu verstehen und
zu analysieren, um den Strukturwandel und die Auswirkungen des
Strukturwandels auf den Wertewandel und die unternehmerische
Wertschöpfung begreifen zu können, um eine angemessene Reaktion
auf den Strukturwandel konzipieren zu können und um deren
Umsetzung im Unternehmenskontext skizzieren zu können.
1. Verstehensprozesse
der Gesellschaft
In der gegenwärtigen
Gesellschaft lässt sich ein Strukturwandel beobachten, dessen
Erscheinung von wirtschaftlichen Veränderungen über
technologische Veränderungen bis hin zur Annahme eines
Alterungsprozesses einer Zivilisation reichen, die aber ihren
Grund in der Änderung von Verstehensprozessen der Gesellschaft
haben. Diese Veränderungen folgen aus Handlungen, die auf den
veränderten Auffassungen davon beruhen, wie und welche
wirtschaftliche Zusammenhänge die Gesellschaft prägen, oder wie
und welchen technischen Zusammenhänge nützlich für die
Gesellschaft sind, oder welchen moralischen Regeln eine
Gesellschaft folgen will oder sollte.
Was sind „Verstehensprozesse der
Gesellschaft“, die sich ändern? Können nicht nur individuelle
Menschen verstehen, sondern ganze Gesellschaften? Sicher geht
das Verstehen von Sachverhalten von Individuen aus. Verstehen
heißt aber, dass Zusammenhänge begriffen werden und dann mit
anderen Menschen kommuniziert werden.
Diese begrifflichen Zusammenhänge,
die das Verstehen ausmachen, können nicht beliebig sein; sie
müssen einen breiten gesellschaftlichen Konsens anstreben, weil
sie nur dann kommunizierbar sind.
Einzelne Begriffe sind
normalerweise dabei immer ohne größere Rückwirkungen auf den
Konsens wandelbar, weil ihre Veränderung kommuniziert werden
kann. Aber das Gros der Begriffe, zumindest aber sehr
grundlegende Begriffe, deren Änderungen wertreichende Bedeutung
für das Verstehen von Welt hätte, verhalten sich träge gegenüber
Veränderungen. Ihre Veränderungen werden von der Community nicht
problemlos akzeptiert. Durch diese nur in mittleren Zeitskalen
veränderbaren Begriffen, an denen fast alle Mitglied einer
Verstehensgemeinschaft teilhaben, kann man so etwas wie
Rahmenbedingungen für ein mögliches Verstehen von Welt, das
einer Gesellschaft zur Verfügung steht, konstatieren. Da das
spezielle Begriffsgefüge, das zur Verfügung steht, das Verstehen
in der Gemeinschaft beschränkt, kann und wird nicht jederzeit
von einer Gesellschaft jeder mögliche Gedanke gedacht werden,
sondern nur die, die im Kontext der in einer Zeit genutzten
Begriffsgefüge formulierbar sind.
Jeder Strukturwandel einer
Gesellschaft gründet im Wandel der dem Weltverständnis in der
Gesellschaft zugrundeliegenden Begriffsgefüge und damit der
Handlungen, die aus diesem Weltverständnis abgeleitet werden. So
kann man durch eine philosophische Untersuchung den Status des
Verstehens einer Gesellschaft konstatieren, indem man die
Veränderungen der Begriffe und ihres Kontextes untersucht, nach
Gesetzmäßigkeiten forscht, die hinter den Veränderungen der
Begriffsgefüge stehen, und dann mögliche zukünftige
Entwicklungen der Begriffsgefüge vorhersagen.
Die Gegenstände jeder
philosophischen Untersuchung des gesellschaftlichen Wandels sind
daher die grundlegenden Begriffe einer Zivilisation, deren
Wandel eine tiefgreifende Änderung des Weltverständnisses, der
Orientierung in der Welt und der Wertungen des Handelns nach
sich zieht. Wenngleich dieser Wandel in den meisten historischen
Zeiten kontinuierlich, nur für den aufmerksamen Beobachter
merklich ist, und mit geringen Veränderungen geschieht, so gibt
es doch immer wieder historisch hervorragende, relativ kurze
Zeiträume (100 bis 150 Jahre), in denen akzelerierend Begriffe
und damit Weltverständnisse geändert werden und die zu einer
weitgehend neuen Sicht der Welt und damit neuen Begriffsgefüge
führen. Diesen Wandel bezeichne ich als den Übergang von einer
traditionellen Gesellschaft zu einer posttraditionellen
Gesellschaft.[1]
Diese posttraditionelle
Gesellschaft ist eine transeunte und sehr labile Kulturform, die,
wenn sie zu ihrem Ende hin zu einer in sich gefügten stabileren
Gesellschaftsform geführt hat, wieder zu einer nun neu gefügten
traditionellen Gesellschaft führt.
Wir leben heute in einer solchen
posttraditionellen Gesellschaft und ihr Studium kann uns zu
einer erhöhten Aufmerksamkeit für die Entwicklungsmöglichkeiten
auf eine zukünftige traditionelle Gesellschaft hin führen.
2. Was charakterisiert
eine traditionelle Gesellschaft?
Der gesellschaftliche Wandel,
von dem im folgenden die Rede sein soll, hat sich in der
Geschichte des Abendlandes zweimal vollzogen und ist zur Zeit
wieder im Gange: Diese historischen posttraditionellen Phasen
sind die Spätantike und die Renaissance. Die traditionellen
Phasen sind also vom Typ der antiken Gesellschaft, der
mittelalterlichen Gesellschaft und der Gesellschaft der Neuzeit.
Traditionelle Gesellschaften
wandeln sich demnach durchaus, aber so, dass ihr grundsätzliches
Weltverständnis in kleinen Zeiträumen nicht wesentlich geändert
wird. Kriegerische, wirtschaftliche Ereignisse und epidemische
Krankheiten können in der traditionellen Gesellschaft zu
gravierenden soziologischen Verwerfungen führen, sie ändern
jedoch nichts an der Stabilität der Begriffsgefüge und daran,
dass die Gesellschaft „philosophische Stabilität“ behält.
Stabil ist die traditionelle
Gesellschaft, im philosophischen Sinne, weil die Art, wie die
Welt erklärt wird, welche Fragen man an die Welt stellt oder
welches Wissen man über sie hat, unverändert bleibt, und weil
der Erfahrungsraum, die Summe der Erfahrungen, die der
Welterklärung zugrunde liegen, über jedem kleineren Wandel
unverändert bleiben und deshalb auch das Handeln der Einzelnen
und der Gesellschaft in einem ähnlichen Rahmen verbleibt.
Unverändert bleibt dies, weil die
grundlegenden Begriffe unverändert bleiben, und dies geschieht,
weil das Gefüge von Welterklärung und Erfahrung sowie Handeln
konsistent bleibt und keine nennenswerten Widersprüche oder
Unentscheidbarkeiten im Handeln auf Grund der Erklärung der
Erfahrung auftreten. Die Menschen empfinden ihr Verhalten dann
als nicht mit ihrem Wissen konfligierend.
Insofern existiert ein stiller
und nicht abgesprochener Konsens. Im Rahmen einer geringfügigen
Variabilität sind Handlungen konsent, oder es ist wenigstens
konsent, dass und welche Handlungen auf keinen Fall akzeptiert
werden sollen. Veränderungen im Verständnis sind in das
bestehende Begriffsgefüge integrierbar. Im allgemeinen herrscht
in der traditionellen Gesellschaft keine Uneinigkeit über
Bewertungen oder Werte.
Mit dem sehr weitgehenden
homogenen Verständnis von Welt geht damit eine weitgehende
Übereinstimmung von Werten, Normen und deren Begründung bzw.
Rechtfertigung einher. Die traditionelle Gesellschaft tradiert
ihre Kultur über mehrere Generationen unverändert;
Begrifflichkeiten, Werte und Normenbegründung wandeln sich
außerordentlich langsam und sind deshalb über große Zeiträume
weitgehend stabil. Ja, die Stabilität von Begriffen und Werten
ist selbst ein Wert der traditionellen Gesellschaft.
Auch in der traditionellen
Gesellschaft werden Beobachtungen, Entdeckungen und Erfahrungen
gemacht, die über den überlieferten Erfahrungsraum hinausgehen.
Solange sie durch geringfügige Änderungen von Begriffen
integriert werden können und auf die Änderung einzelner Begriffe
beschränkt bleiben, wird dies die traditionelle Gesellschaft
nicht ändern. Zu ihrem zeitlichen Ende hin treten aber in der
traditionellen Gesellschaft Änderungen auf, wenn grundlegende
Begriffe geändert werden und in der Folge davon zunehmend
weitere Begriffe geändert werden müssen, um eine innere
Konsistenz der Erklärungen des Erfahrungsraumes zu erreichen.
Dann wandeln sich auch Normen. Insbesondere gilt es dann nicht
mehr als akzeptabel, Begriffe, Werte und Normen stabil zu halten.
Stabilität - im philosophischen Sinne - gilt nun nicht als ein
wünschenswerter Wert. „Änderung“ wird mehr und mehr zu einem
angestrebten Wert. Das scheint unmittelbar plausibel, weil dann,
wenn neue Erfahrungen oder neue Erweiterungen des
Erfahrungsraumes zwingen, auch die erklärenden Begriffe und die
bewertenden Normen zu ändern, und insbesondere, wenn die
Begriffe, die von den bereits geänderten grundlegenden Begriffen
nachrangig abhängig sind, ihrerseits geändert werden müssen, um
Inkonsistenzen der Erklärung zu vermeiden, dann liegt das
einzige stabilisierende Verhalten der Verstehensgemeinschaft
Nachkorrigieren und Ändern von Begriffen und Werten: Das „Ändern“
und die „Bereitschaft zum Umdenken“ werden stabilisierende Werte.
Dann aber befinden wir uns bereits auf dem Weg zu einer „posttraditionellen
Gesellschaft“.
3. Was charakterisiert
die posttraditionelle Gesellschaft?
Die posttraditionelle
Gesellschaft ist – philosophisch gesehen – eine Kulturform, die
in einem engen Zeitraum von wenigen (100-150) Jahren die
vollständige Umstellung eines Erklärungskonzeptes von Welt
vollzieht – und zwar für alle Existenzbereiche, die als
erklärenswert angesehen werden. Dabei wird auf einen Teilbereich
des bisherigen Erfahrungsraumes verzichtet, und es bleiben
Phänomene, die man zuvor mit dem alten Erklärungskonzept
erklären konnte, unerklärt. Das neue Erklärungskonzept einer
zukünftigen traditionellen Gesellschaft wird in der
posttraditionellen Gesellschaft vorbereitet, und die Zeit der
posttraditionellen Gesellschaft markiert den Übergang von einem
früheren zu einem vollständig neuen Erklärungskonzept.
Es ist die Aufgabe der
posttraditionellen Gesellschaft, die in Inkonsistenz geratenen
Erklärungskonzepte für die vorhandenen Erfahrungen in einen
neuen stabilen Zustand, d.h. zu neuen Erklärungskonzepten zu
führen.
Damit ist die posttraditionelle
Gesellschaft davon geprägt, dass kein einheitliches
Erklärungskonzept akzeptiert wird, wohl aber eine Vielzahl von
Versuchen, Konsistenz zwischen Erklärung und Erfahrungen zu
schaffen, nebeneinander existieren.
Es ist deshalb auch eine größere
Toleranz gegenüber ausgefallenen Konzepten notwendig und üblich.
Damit geht einher, dass es nur einen geringen Konsens über
allgemein gültige Erklärungen und Werte gibt. Wenn es ihn gibt,
dann nur in soziologisch umschreibbaren engen Gruppen. Nur für
wenige Fragestellungen haben diese Gruppen eine Identität. Die
übrigen Erklärungen und Werte werden von den einzelnen
Mitgliedern einer Verstehensgemeinschaft in der
posttraditionellen Gesellschaft nicht immer als konsistent
erlebt. Begriffe und damit die Erklärungskonzepte wandeln sich
ständig. Bildungssysteme können bereits während ihrer
Entwicklung und Modifikation veralten. Der Begriffs- und
Wertewandel akzeleriert.
Die Tradierung von Wissen und
Bildung wird nicht mehr über mehrere Generationen geführt,
sondern kann sich punktuell in der gleichen Generation zu
unterschiedlichen, ja sich ausschließenden Konzepten wandeln.
Wenn die posttraditionelle
Gesellschaft zu konsistenten für alle Erfahrungsbereiche
konvergenten Erklärungen und Begriffen kommt, führt sie vorwärts
in eine traditionelle Gesellschaft, die sich aber grundlegend
von derjenigen unterscheidet, von der diese posttraditionelle
Gesellschaft startete.
4. Was bewirkt den Wandel? Was macht den Strukturwandel aus?
Die Kultur einer Gesellschaft
ist wesentlich davon getragen, wie Erfahrungen, deren
theoretische Erklärung und das daraus folgende Handeln
miteinander verbunden werden.
Dem Alltagsleben, wie auch der
Wissenschaft, sowohl den Geistes- als auch den
Naturwissenschaften, liegt ein Beziehungsgeflecht von Erfahrung,
Erklärung und Handeln zu Grunde, die sich nicht einzeln
konstituieren, sondern immer nur in ihrem Verbund sind, was sie
sind. Durch Handeln erwerben wir Erfahrungen, die nur deshalb,
weil wir ihnen – implizit oder explizit – eine Erklärung
zugrunde legen, erfahrbar sind. Erfahrungen aber gehen auch
jeder Handlung voraus, die wir nur vollziehen, weil wir aus
unserer bisherigen Erfahrung und deren theoretischer Erklärung
erwarten dürfen, dass sie zukünftig ein bestimmtes Resultat
bewirken. Die theoretischen Erklärungen müssen jeder Handlung
vorausgehen, damit wir das Handlungsresultat überhaupt als
Resultat unserer Handlung und damit als Grundlage und
Prognoseinstrument für weitere Handlungen verstehen können. Das
Zusammenwirken konsistenter Handlung, Begriffen und Erfahrung,
die immer zugleich auftreten, ist grundlegend für jede
menschliche Existenz. Vorausgesetzt wird dabei nicht, dass die
Konsistenzüberlegungen bei jeder Handlung im einzelnen rational
vollzogen werden, vielmehr gilt für die alltäglichen Handlungen,
dass sie routiniert über eingefahrene Schemata ablaufen. Fast
immer verhalten wir uns, wie wir uns verhalten, weil wir uns in
vergleichbaren Situationen schon immer so verhalten. Wir können
dieses Verhalten ex post erklären und eine Konsistenz sowohl mit
den übrigen Erklärungskonzepten, den Begriffen, die wir haben,
feststellen, als auch mit den übrigen Erfahrungen, die uns
präsent sind und deren Erklärung die Kohärenz unserer Handlungen
überprüfbar macht.
Das, was die kohärenten
Einzelelemente unseres Wissens sind, macht kontinuierliche Räume
aus: den Erfahrungsraum, den Handlungsraum und das Gefüge der zu
Theorien verdichteten Begriffe. Während jeder ihrer Handlungen
freilich überprüfen Individuen implizit ihre Schemata und
verändern sie geringfügig. Dies geschieht, wenn unser
Erfahrungsraum erweitert wird. Wenn wir häufiger Erfahrungen
machen, die uns so bislang nicht bekannt sind, suchen wir nach
neuen Erklärungen, um mögliche zukünftige Handlungen vor dem
Hintergrund dieser Erfahrungen absehbar zu machen. Wir erweitern
unseren Erfahrungsraum. Zunächst sucht man in dem bestehenden
Wissensbestand, ob für diese Erfahrungen bereits von anderen
Individuen der Verstehensgemeinschaft Erklärungen (Begriffe)
bekannt sind. Wenn dies nicht der Fall ist, wird für die
Erfahrung, wegen der möglichen sich daraus ergebenden Handlungen
von Individuen, eine neue Erklärung oder neue Begriffe gesucht.
Wenn darüber hinaus diese den Kulturträgern der Gesellschaft
interessant genug erscheint, dürfen wir erwarten, dass diese
veränderten Erklärungen hinreichend in der Gesellschaft
kommuniziert werden und zum Allgemeingut werden. Die „Gesellschaft“
hat wieder etwas neu verstanden. Dies kann aus allen
Kulturbereichen heraus geschehen und in allen Kulturbereichen
beginnen. Dieser Wandel zählt zu dem Alltagsgeschäft des
Versehens in der traditionellen Gesellschaft.
Geringfügige Änderungen verträgt
das Erklärungssystem, d.h. das Gefüge von Begriffen und Theorien,
ohne dass es als ein neues Erklärungskonzept erscheint, denn
Modifikationen von Bedeutungen und Bewertungen sind Teil des
aktiven Verstehens. Begriffe, und das sind die Elemente der
Erklärungskonzepte, sind – in Grenzen – bedeutungsunscharf
ausgelegt. Mit jedem Begriff denken wir eine explizite Bedeutung
und einen impliziten Bedeutungsgehalt. Die explizite Bedeutung
bezeichnet den gedachten Sachverhalt. Der implizite (oder
latente) Bedeutungsgehalt enthält Hinweise auf Konnotationen,
Kontexte, und Verwendungsmöglichkeiten, unter denen wir die
Begriffe konsistent mit der Erfahrung und anderen Begriffen
nutzen dürfen. Auch eine Bewertung wird mit dem Begriff
verbunden: Unter dieser Werthaltung assoziieren wir den Rang des
Begriffs in der Begriffshierarchie der Erklärungen und auch die
Wertigkeit, die die Erklärung für eine mögliche Handlung
aufgrund der in diesem Begriff enthaltenen Konsequenz hat.[2]
Alle drei Aspekte, die explizite
Bedeutung, der implizite Bedeutungsgehalt und die Werthaltung
haben wir auf einen Schlag vor unserem Denken, wenn wir Schemata,
die auf dem oder den Begriffen beruhen, bei einer Handlung
folgen. Dabei erlauben die Begriffe geringe
Bedeutungsverschiebungen, deren Grenzen durch den impliziten
Bedeutungsgehalt (Kontext, Konnotation) gegeben werden. Wir
können und werden wegen dieser Zusammenhänge Handlungen aufgrund
von Ähnlichkeiten zu früheren Handlungen ausführen, weil unsere
Erklärungskonzepte auf diese zuvor unbekannten Ähnlichkeiten hin
orientiert sind. Die Grenzen der Ähnlichkeitsbestimmung werden
durch den impliziten Bedeutungsgehalt der Begriffe gegeben.
Mit einem Wandel des
Erfahrungsraumes muss daher ein Wandel der Handlungen und der
Begriffe einher gehen. Dies ist der Verstehensprozess in der
traditionellen Gesellschaft. Dieser „normale“ Wandel von
Erfahrungsraum, Handlungsraum und Begriffsgefüge unter dem
alltäglichen Verstehen wird in der traditionellen Gesellschaft
über viele Jahrhunderte ablaufen, um Neues handhabbar zu machen.
Erst wenn die Erfahrungen, die
man macht, überhaupt nicht mehr im bestehenden Begriffsgefüge
erklärbar sind, und damit Handlungen eher einem Wunder ähneln,
als einem absehbaren Vollzug absehbarer Folgen, dann bedarf es
der Änderung grundlegender Begriffe und grundlegender
Erklärungskonzepte. Dies hat dann möglicherweise zur Folge, dass
alle oder fast alle Begriffe geändert werden müssen. Das hat
dann auch zur Folge, dass der Erfahrungsraum einer Gesellschaft
sich verschiebt. Manches, was bislang erklärbar war, ist dann
mit dem neuen Begriffsgefüge nicht mehr erklärbar, was
allerdings nicht bedauert wird, weil man diese (alten)
Erfahrungen auch nicht mehr erklären will. Der Erfahrungsraum
und der Handlungsraum sind eben völlig verändert. Dieser
akzelerierende Wandel von Begriffen und Werten führt zu einer
Vielzahl von Erklärungsversuchen, die aber der Konsistenz- und
Kohärenzforderung von Handlung und Erfahrungsraum auf die Dauer
nicht alle stand halten können. Die Phase, in der dieser
akzelerierende Wandel vollzogen wird, ist die Phase einer
posttraditionellen Gesellschaft. Sie beginnt mit einer Zunahme
der Geschwindigkeit des im übrigen unproblematischen Wandels von
Erfahrungsraum, Handlungsraum und deren Erklärungskonzepte den
Begriffsgefügen. Die posttraditionelle Phase endet mit einem
neuen kohärenten und konsistenten Gefüge von Erfahrungsraum,
Handlungsraum und Begriffsgefügen. Sie führt dann zu einer neuen
traditionellen Gesellschaft, die den vorherigen traditionellen
Gesellschaften nicht mehr ähnelt.
5. Was können wir für den Wertewandel in der
posttraditionellen Gesellschaft daraus schließen?
Unser zentrales Instrument zur
Beschreibung des Strukturwandels in der philosophisch erfassten
posttraditionellen Gesellschaft ist für den Philosophen der
Begriff, der für einen Augenblick das Gefüge aus Erfahrung,
Handeln und Erklären festhält. Auf ihm beruht unser Wissen und
aus ihm folgt unser Handeln, wie er seinerseits auf unserem
Vorwissen und unserem früheren Handeln beruht. Mit unserem
Handeln verbinden wir Wertungen, die wir entweder unmittelbar
mit diesem Handeln verbinden, oder die wir in der Reflexion mit
einem möglichen und projektierten Handeln verbinden wollen.
Unter Umständen ist uns unmittelbar einleuchtend, eine Handlung
zu begehen oder zu unterlassen. Unter Umständen wird uns dies
aber auch erst nach einer längeren und ausführlicheren Reflexion
oder auch Kommunikation einleuchtend und erstrebenswert. Sowohl
bei unmittelbarer als auch bei mittelbarer Adaptation von
Bewertungen mit Handlungen oder Handlungsfolgen verbinden wir
die Werte mit Schemata, die unser Handeln steuern. Mit den
einzelnen Begriffen, auf denen Schemata beruhen, verbinden wir
ja Werthaltungen. Selbst wenn wir auf Grund einer
Gesinnungsethik unsere moralischen Maßstäbe entwickeln, kann das
doch nur geschehen, weil diese Wertmaßstäbe im Kontext mit
unserem Weltverständnis fest mit Schemata verbunden. Sie sind
Teil unserer Begriffe, die unseren Erfahrungsraum erklären und
unser Handeln steuern. Mit dem Begriff verbinden wir einen
expliziten Bedeutungsgehalt, der uns eine Zuordnung an einen
materialen Referenten markiert, einen impliziten
Bedeutungsgehalt, der uns sagt, welche Kontexte mit dem
expliziten Bedeutungsgehalt gemeint sind oder gemeint sein
können. Der Kontext referenziert auf eine Abstraktionsgeschichte
des Begriffs, insofern bei Begriffen zunächst unmittelbare
Handlungszusammenhänge gemeint sind, und dann in einer
Anwendungsgeschichte Übertragungen dieser Zusammenhänge
vorgenommen werden, wobei der Begriff von dem ursprünglichen
Kontext abstrahieren mag. Damit verbunden liegt im Begriff, eine
Werthaltung vor. Diese Werthaltung kann an den ursprünglichen
Erklärungskontext gebunden sein, oder auch an eine spätere
Verwendungsgeschichte des Begriffs. Die Werthaltung mag an den
expliziten oder den impliziten Bedeutungsgehalt gebunden sein;
sie mag bei einem bestimmten Begriff veränderbar oder
unveränderbar sein. In jedem Fall sind alle Begriffe emotiv über
diese Werthaltung gebunden. Je stärker die Werthaltung an einen
expliziten Bedeutungsgehalt gebunden ist, um so weniger ist der
Begriff veränderbar und umso folgenschwerer für das gesamte
Weltbild einer Gesellschaft sind Änderungen an diesem Begriff,
dessen expliziter Bedeutungsgehalt unmittelbar mit einer
Werthaltung verbunden ist.
In der philosophisch als
traditionell aufgefassten Gesellschaft sind die Wertungen in
hohem Maße feststehend und auch an bestimmte Bedeutungsgehalte
gebunden. Verschiebungen der Wertungen finden selten statt.
Ethische Normen, nach denen sich unsere moralischen Maßstäbe,
d.h. unsere Regeln für unser Handeln orientieren, sind fest mit
den Schemata verbunden. Die posttraditionelle Gesellschaft wird
dadurch charakterisiert, dass der Wandel von Bedeutungsgehalten
und Werthaltungen von Begriffen nicht in großen Zeitskalen
geschieht, wie in der traditionellen Gesellschaft, sondern
akzelerierend erfolgt – und zwar so schnell, dass eine
langfristige Gültigkeit von Werten und Bedeutungsgehalten von
Begriffen nicht mehr erlebt wird.
Normen kollabieren unter diesen
Bedingungen schließlich rasch; niemand vermag sie mehr als
dauerhaft geltend und bindend zu erleben. Da aber ohne
Werthaltung niemand verstehen und niemand handeln kann, werden
individuelle Substitute für die begrifflichen Werthaltungen
gesetzt, für die ein gesellschaftlicher Konsens aber nicht
erreicht werden kann. Dies hat meist auch soziale Verwerfungen
in der Gesellschaft zur Folge.
Da in der posttraditionellen
Gesellschaft die Dynamik und der Wandel selbst zu einem Wert
wird, wird es sogar dazu kommen, dass der Wertewandel als ein
Wert angesehen wird: Der Tabubruch wird zum Wert der
posttraditionellen Gesellschaft. Die Kultur, die zuvor Träger
einer konsenten Erklärung und Bewertung in der traditionellen
Gesellschaft war, wird nun in der posttraditionellen
Gesellschaft davon geprägt, dass sie im Tabubruch die Geltung
noch bestehender und u. U. nicht mehr kohärenter Werte bewusst
macht und einer expliziten Reflexion unterzieht - wie
Filmindustrie und Literatur heute augenfällig machen. Die
technischen und naturwissenschaftlichen Neuerungen, die auch mit
dem Begriffswandel in der posttraditionellen Gesellschaft
einhergehen, haben zusätzlich zur Folge, dass Wertsetzungen und
Werthaltungen mit den (neuen) Begrifflichkeiten des veränderten
Erfahrungsraums kollidieren. Die Anwendung von ansonsten
akzeptierten ethischen Normen wird dann zu einem Problem, wie
wir z. B. in der Medizin und der Gen- und Biotechnologie heute
erleben.
6. Welche Aufgaben
ergeben sich daraus für eine Ethik?
Die Ethik ist die
wissenschaftliche Disziplin, die die methodischen
Instrumentarien zur Verfügung stellen, um einer Gesellschaft
rationale moralische Kriterien an die Hand zu geben. Die Ethik
entwickelt als wissenschaftliche Disziplin Normen des Verhaltens
und begründet diese Normen und spezifiziert deren Beziehungen
untereinander. Ethik überprüft und schafft Konsistenz unter den
Normen. Die geschriebenen und ungeschriebenen Kodizes (Recht und
Moral) müssen widerspruchsfrei anwendbar sein, wenn sie
Handlungen leiten sollen. Die darin liegenden Beziehungen
zwischen Normen im Bereich von Sitte, Sittlichkeit und Moral auf
der einen Seite und des Rechts auf der anderen Seite sind in der
späten oder alten traditionellen Gesellschaft in aller Regel
kohärent und widerspruchsfrei. Dort, wo sie es nicht sind, wird
nachkorrigiert werden, damit das intuitive Rechtsempfinden in
Gleichklang mit der Moral kommt. Die wissenschaftliche Disziplin,
die in der traditionellen Gesellschaft diese Kohärenz der
religiösen oder weltanschaulichen Normen in aller Regel zeigt
und sicherstellt, ist die Ethik. Ihre Aufgabe beschränkt sich
auf die Prüfung der Kohärenz der Normen. Die weitgehend
konsenten Normen müssen nicht geschaffen werden, sondern
allenfalls explizit dargestellt werden. Als konsente Normen
erscheinen sie aber in der traditionellen Gesellschaft als
weitgehend unveränderbar und nicht hintergehbar.
In der posttraditionellen
Gesellschaft fehlen fast immer in großem Maße die Normen selbst.
Jetzt wird die Begründung und Schaffung von Normen zur zentralen
Aufgabe der Ethik. Die ethische Herausforderung liegt in der
posttraditionellen Gesellschaft, darin, dass der Wandel der
Werte, die Normverletzung, der Tabubruch, nun zum Wert wird, und
Normen allenfalls zeitweilig Geltung gewinnen, sofern sie
begründet werden können. Die Ethik hat also in der
posttraditionellen Gesellschaft neben der Prüfung der
Normenkohärenz zwischen geschriebenen und ungeschriebenen
Kodizes die Aufgabe, Normen selbst zu entwickeln und zu
begründen.
Im Bereich der Wirtschaft ist
diese Struktur der posttraditionellen Gesellschaft u. a. als
Akzeptanzproblem in vielfältiger Weise virulent: Lebenslanges
Lernen ist erforderlich, um dem Wandel der
wissenschaftlich-technischen, organisatorischen Normen bis hin
zu den kommunikativen Normen bewältigen zu können; und die
Diskussion um Globalisierung, Wirtschaftsstandort und
Sozialversicherungsstandards sind „Verstehensprozesse einer
Gesellschaft“ im Kontext von Werthaltungen. So werden sie
Gegenstand der Untersuchungen der Ethik. Um ihre Begründung und
Schaffung bemüht sich in der posttraditionellen Gesellschaft die
Ethik. Bei allem Normenwandel bleiben diese Verstehensprozesse
selbst innerhalb philosophisch begründeter Begriffsrahmen - im
Sinne unserer obigen Darstellung - rational verankert. Deshalb
bietet die Wirtschaftsethik eine Chance: Ein Unternehmen kann -
bei aller gesellschaftlich gebotenen Flexibilität - damit eine
Stabilität hinsichtlich der Verbindlichkeit der individuellen
und kollektiven Handlungen trotz des Fehlens eines allgemeinen
Normenkonsenses erreichen, indem es sein eigenes Wertesystem
individuell in der posttraditionellen Gesellschaft formuliert
und seinen Partnern gegenüber garantiert. Dieses System von
Werten muss eine Reihe nicht leicht zu erreichender Bedingungen
erfüllen: Der zu erwartende Wertewandel muss so antizipiert
werden, dass das Wertesystem nicht schon überholt ist, wenn es
im Unternehmen konsent eingeführt ist. Gleichzeitig muss es
verbindlich sein. Da der Konsens über die Werte in der
posttraditionellen Gesellschaft nicht trivialerweise zu erlangen
ist, muss eine Beteiligung aller Betroffenen bei der
Formulierung der Werte sichergestellt sein, ohne die Funktion
der Werte in den Handlungsfolgen aus dem Auge zu verlieren. Die
Kohärenz der Werte, auch mit den nationalen und internationalen
Rechtssystemen, sowie den Handlungsräumen der Mitbewerber muss
bedacht sein.
Um dies alles zu erreichen,
entwickelt die Philosophie die angemessenen methodischen
Instrumente.
Філософія. Культура. Життя.
Вип. 22, Дніпропетровськ, 2003.
|