В. И. Шубин
ПОЭТ
ВО ВРЕМЕНИ
(очерк творчества)
В 1999 году, вновь в Санкт-Петербурге, в
совместном издании «Алетейи» и Фонда русской поэзии, вышла в
свет третья книга стихов Левита-Броуна. В отличие от предыдущих
— это тоненькая книжечка, ни форматом, ни оформлением не
перекликающаяся с первыми двумя, которые имели одинаковые по
дизайну обложки и отличались только цветом, наводя уже самим
оформлением на мысль о поэтической преемственности. «Вердикт»
был заявлен как второй том бесконечной поэтической книги, имя
которой — «Пожизненный дневник». Третья же книга,
наоборот, всей своей наружностью говорит, что выпадает из общего
движения поэзии Левита-Броуна.
Суперобложка помимо рисунка несёт
однострочную надпись, различимую лишь при внимательном
вглядывании. Надпись гласит: «Уже прелюбодействовал в сердце
своём», отсылая к евангельскому речению, смысл которого всем нам
достаточно известен: «Кто глядел на женщину взглядом вожделения,
тот уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». Только на
обложке открывается собственно название сборника — «СТРОФЫ
ГРЕХОВНОЙ ЛИРИКИ». Книжка имеет посвящение женщине, скрываемой
поэтом под инициалом «Г.».
Для меня, уже знакомого с двумя большими
сборниками Б. Левита-Броуна, книжечка эта была полной
неожиданностью. Похоже, и возникла она взрывообразно, застав
врасплох самого поэта.
«Строфы греховной лирики» поразили меня
прежде всего дерзостью поэта говорить столь возвышенно о любви,
о которой в наше время говорят если не откровенно цинически, то
подчёркнуто приземлённо. Начиная с романтического посвящения: «Ликуй,
о дева, я тебя любил», — поэт предчувствует влюблённость, молит
жизнь о том, чтобы пришла долгожданная страсть, страшится её
приближения, падает в её сладкую бездну, призывает и проклинает
женщину своих желаний, кается перед женой, на глазах которой
происходит это «падение», столь сильно напоминающее взлёт, потом
уже не надеется, горюет и отчаивается, вновь вспыхивает надеждой,
изобличает себя самого в малодушии, жалуется Господу на тщету
жизни, наконец примиряется с судьбой и ищет дорогу обратно в
жизнь, которая для него означает способность выйти из-под
гипноза и вновь писать независимо.
«Строфы греховной лирики» — не стих и даже не
цикл, а целая книга (54 стиха), посвященная одной женщине и
одной любви. Поэтических событий любовной лирики такого масштаба
и цельности, накала и исповедальности, взрывчатой чувственности
и страстного лиризма в современной русской поэзии я что-то не
припомню. Высотой слога и правдивостью раскаяния, т. е. и
эстетически, и нравственно, эта книга не из нашего времени, но у
меня есть отчётливое предчувствие, что она — на все времена.
Первое ощущение после прочтения (а книгу именно прочитываешь,
проглатываешь, как один стих), что ты прикоснулся к пламени. Тут
всё захватывает и обжигает, тут эйфория страсти кипит вместе со
стыдом, алчность нетерпения — с муками раненой совести, жгучие
укоры — с прощением, осознанная безнадежность — с угаром новых
надежд. Когда-то, говоря о Пушкине, Иннокентий Анненский сказал:
«...в беззаветности чувства — один из ключей не только обаяния
пушкинской поэзии, но даже её с о в е р- ш е н с т в а».
Удивительная по проницательности догадка о том, что поэтическое
совершенство слагается не из одной красоты форм, но и из красоты
чувств, а ведь беззаветная искренность — это и есть красота
чувства. Думаю, что «Строфы греховной лирики» обязаны своей
захватывающей силой не только поэтическому мастерству, но и
абсолютной искренности поэта. Стихи «Строф» необычайно красивы,
будь то первый страстный призыв лишь замаячившего чувства:
...пускай из под состарившихся вежд
не слёзы — огнь себя извергнет властно,
сжигая обветшалости мосты!
Пусть то придёт, о чём молил напрасно,
чего так ждал и так боялся ты!
или первый приступ самоосуждения:
Сентябрь преступный
вздрогнул влажным телом,
толкнув меня в
мучительный простор.
И вот я вновь клятвопреступник... вор
на капище, давно осиротелом,
отчаянная решимость:
Но эта осень... Санта Кроче!
Меня уносит, как река,
и солнце, что тоску пророчит,
и влажная твоя рука.
Иду на свет! В нём властью страшной
разверзлось тело и душа,
и новой молодости брашна
зовут, агонией дыша,
или вспышка экзальтации:
Всё свет... всё свет,
что
от любви исходит.
Стенанье гибнущих,
и то
благотворит.
От сердца к сердцу на последнем переходе
блажен наш путь
из
раскалённых плит,
языческий восторг и ужас переживания в себе
дионисийской бездны:
Тристановым туманом от низин
невозмутимо дремлющей берлоги
ты встал, как хищник страшен,
глух,
как боги,
своей несытой доли властелин.
И жизнь — искательница невозбранных воль
—
рабынею поверглась благодарно,
и Арно всхлипывал, и причащался Арно,
а женственность счастливо и угарно
тебе вручала участь, смысл и боль,
или тяжесть раскаяния и самоприговора:
Провинившийся сын на жену, как на мать,
я взираю, горя от стыда и желаний.
Ни себя не простить, ни судьбы не унять —
нету дерзости алчной моей оправданий.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
Ты простишь (может быть) мне паденье моё
и любовью укроешь
казнённое тело,
но во мне будет жить остриё.
Остриё
тёмных жажд, что и старость смирить не
сумела,
нестерпимость ожидания:
Рвани сорочку нетерпенья
на задохнувшейся груди!
Исторгни крика песнопенье,
к обетованью припади!
или парадоксальное требование от возлюбленной
того, на что не способна никакая женщина, пока остаётся женщиной
в полном смысле слова:
Совсем туман, совсем не видно неба.
О женственность, где мужество твоё?
Каких расчётов сумрачная треба
в тебе тупит желанья остриё?
В каком ты гаснешь необетованье?
Какою прозой сломлены крыла?
Иль это должное моё страданье,
что ты была — как будто не была?
торжество неукротимо бурлящих творческих сил:
В эту осень мечтами я смел исходить,
беззаконную ласку на сердце лелея,
и преступно желать, и преступно любить,
и строку оживлять ремеслом чародея,
или неожиданно разверзающееся сознание своего
безумия:
Но я ещё верил, я думал, что двери,
а не бесконечного бреда стена —
всё это молчанье, всё это незнанье,
«ничто» и «нигде» беспробудного сна.
Ноябрьские шали провидеть мешали
судьбы незатейливый грустный чертёж.
Аорта цедила сердечную силу,
и время вершило свой тихий грабёж.
Невозможно процитировать всё, что волнует и
поражает в этой маленькой и необузданной книжечке! Пришлось бы
поместить её целиком. Это магматический мир, область потрясений
и потрясённости чувством, где трудно различимы границы прописной
морали, где живут только страсть и совесть.
Дрожишь ли ты, как я дрожу,
— раба испуга и молчанья?
Ты знаешь ли, как дорожу
я этим призраком желанья?
Тебе знакома ль мука дней,
часов, минут, секунд... и боле —
дыханья высохший репей
и лязг цепей глухой неволи?
Свобода знать... свобода звать —
какое чаянье пустое!
Не можем мы располагать
ни кровью нашею густою,
ни честной волей честно жить,
ни словом данных обещаний —
всё может лопнуть в миг, как нить,
раздранная чумой желаний.
«Строфы греховной лирики» — это книга
всегдашних иллюзий и всегдашней правды человеческой неуёмности,
книга «возможного-невозможного», как сам поэт определяет
чувства, владеющие обоими лирическими героями:
О, милая прозрачного пути.....
С ума свести или с ума сойти?..
Предчувствий роковое обаянье.....
Я не хочу предвидеть окончанье
желаньем о тебе пропетых строк!
Или обоим нам в печальный срок
заплакать о возможном-невозможном?
Ты сохранишь в шептанье осторожном
поминовенье ртов, ласкавших грусть,
и к поцелуям, плакавшим разлуку,
ещё протянешь алчущую руку...
разлука,
грусть,
рука..............
загадки?
Пусть!
Нас будущее знает наизусть.
«Строфы» — первая книга поэта, которую он сам
оформил графической серией из семи карандашных рисунков-символов.
Критику, откликнувшемуся на выход книги в одной из центральных
московских газет заметкой под названием «Графика как акварель»,
это дало повод восхищаться рисунками, почти совсем не
разобравшись в стихах, не расслышав ни их экстатичности, ни их
покаянности. Да и в самих рисунках он, судя по всему, мало что
понял, отметив лишь их изящество и прозрачность, совершенно не
заметив, насколько драматичны, даже страшны эти рисунки в своей
мрачной символике, не угадав, что тёмный ангел, сквозь силуэт
которого проступает безглазый лик смерти, библейский телец с
головой огнедышащего быка, гипнотизирующий «бааловою волей»
послушно пляшущих вокруг него человечков, женские тела,
созерцаемые алчным мужским оком, или являющиеся с головами
похотливого козла и жестокого грифона, — что всё это не
декорация, а способ покаяния. На рисунках, как и на суперобложке,
сделаны мелкие, лишь пристальным взглядом прочитываемые надписи
из Библии и Евангелия. Всеми доступными ему средствами, в том
числе и графикой, поэт говорит, что жизнь его — в чувстве и
борьбе с чувством, что эта внутренняя борьба жестока. Вся книга
прокалена мучительностью борьбы за чувство и против чувства.
Лишь один раз, да и то в виде краткого
прилагательного, в книге используется имя Тристана («тристановым
туманом от низин»), давая ассоциативную отсылку не только к
знаменитой легенде о любви, но и к её грандиозной вагнеровской
интерпретации. Но я бы сказал, что по всем «Строфам» разлита
мощь и безысходность вагнеровского эроса.
В «Первом поцелуе», который парадоксальным
образом стал одним из последних стихов книги, есть такие строки:
...а взгляд в лесах ресничных наугад
шатался — потерявший шапку пьяный —
и, пробиваясь на невыключенный свет,
всё разглядеть хотел в тебе изъяны
и видел — нет в тебе изъянов... нет.
Этот «взгляд», шатающийся, как пьяный, в
лесах ресниц, — это сам поэт во всём катастрофизме своей
внутренней ситуации между любовью и долгом, желанием и
раскаянием, отчаянием и надеждой, наконец, между безумным
обожествлением возлюбленной и мучительным отрезвлением вплоть до
жалоб самому Господу Богу:
Ты видишь, Господи, как мы живём
и в бесполезной туге бродим!
Земля — наш гроб, она — наш горький дом
и очертанье наших родин.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
Кого-то звать... чего-то ожидать
среди крутящихся отребий,
и умирая жить,
и умирать,
не веруя в счастливый жребий.
Господь не случайно персонифицируется на
последних страницах этой, казалось бы, совершенно языческой
книги. Он ведь неявно присутствует в «Строфах» с самого начала,
уже в заглавии. Он есть совесть поэта, его сомнения и раскаяние.
Вообще, такую книгу, как «Строфы греховной лирики», мог написать
только искренно верующий. Может быть, именно поэтому она
оказалась «за семью печатями» для «нормального современного
критика-профессионала»! Ведь верующего в его смятениях и болях,
взлётах и падениях поймёт только верующий, так что современная
«профессиональная» критика тут ни при чём.
Честно говоря, «Строфы» меня несколько
шокировали. После философичности и тематического полифонизма
прежних книг Бориса Левита-Броуна — эта казалась уж слишком
истовой и одноголосой, хотя по уровню поэтических достижений, по
выразительной силе и красоте стиха, это, без сомнения, было
лучшее, что мне доводилось читать у этого поэта, и единственное
в своём роде из всего, что мне приходилось встречать в русской
любовной лирике. Я даже невольно поймал себя на мысли: это —
прикосновение к гениальности. По раскалённости это сродни
Цветаевой, но красота достигается совсем не цветаевскими
средствами. Единственная устойчивая ассоциация возникала с
пушкинским «Заклинанием»:
Приди, как дальняя звезда,
Как лёгкий звук иль дуновенье,
Иль как ужасное виденье,
Мне всё равно, сюда! сюда!
Эти огненные строки, кажется, могли бы стать
эпиграфом к «Строфам греховной лирики». Если из-под всех
наслоений пролетарской «словесности» и «достижений»
постмодернистской «культуры» в России когда-нибудь вновь
процветёт чуткость к гармонии и совершенству поэтической формы,
к высоким чувствам и высокому слогу, она (Россия) по достоинству
оценит духовный вес и художественное значение этой небольшой и
абсолютно уникальной книги.
4.
«ТЕРЗАНИЯ И ЖАЛОБЫ», так называется
четвёртая книга стихов поэта, вышедшая летом 2000 года снова в
совместном издании «Алетейи» и Фонда русской поэзии. В этой
книге Б. Левит-Броун возвращается к истокам своего творчества, в
чём есть закономерность. За плечами не только три поэтических
сборника, но ещё и две большие религиозно-философские книги:«На
Бога надейся» и «Рама судьбы» — вышедшие в изд. «Алетейя» в 1998
и 2000 гг. Однако «Терзания и жалобы» — книга ранних стихов и
поэм — не ретроспектива всего пройденного пути, а именно
возвращение к самому его началу. Здесь, конечно, и стремление
оживить лучшее из того, что похоронено в безвестности
«Пожизненного дневника», который, будучи издан в Киеве,
фактически не дошёл до русского читатлея (лишь отдельные
экземпляры проникли в петербургский поэтический круг), и желание
опубликовать то, что ещё никогда не публиковалось (стихи и поэмы
70-х годов), но прежде всего, я полагаю, потребность
соприкоснуться с собственной поэтической юностью, с энергетикой
словесного творчества, которую поэт в те годы впервые обнаружил
и раскрыл в себе.
Пора... пора в стихию бурных слов!
В велениях души — призыв набата.
Цветным огнём охвачен сердца старый дом,
а в доме том
рассветных снов
пушистый ком
в ожогах догоревшего заката.
В ранних стихах Б. Левита-Броуна ещё нет
опыта мастерства, но есть неподражаемая прелесть первого
свидания с поэзией. Поэт буквально опьянён вербальным потоком,
вырывающимся из его души, поражён открытием в себе дара
словотворчества. Напор мотивов, рифм, сравнений, метафор так
велик, что шлифовка материала не всегда поспевает за ним. Но
свежесть и самобытная сила этой поэзии уже очевидна. Есть что-то
античное в страстном упоении поэта мощью слова — как у
софистов, которых Герцен видел «пышными великолепными
цветами богатого греческого духа», которые «выразили собою
период юношеской самонадеянности и удальства», у которых была «страшная
откровенность и страшная многосторонность», ум которых был «гибок
и ловок», а язык «неустрашим и дерзок». Вот такой удалью,
раскованностью — безоглядным погружением в вербальные пучины и
открытостью всего существа миру — веет от ранней поэзии Бориса
Левита-Броуна.
Первая часть называется: «Терзания молодого
безбожника». В этом названии есть элемент оценки поэтом своего
прошлого. Понятно, что и название части, и вся структура книги
формировалась в период подготовки материала к изданию, а не в
период написания стихов. Поэт смотрит на свою поэтическую юность
с высоты прошедших лет и пройденного пути. Действительно, эту
часть составляют стихи и поэмы, в которых с почти фанатическим
упорством повторяются вопрошания к себе и к жизни о
несвязуемости, о невозможности контакта, о трагической разности
между поэтом и окружающим миром. Этому посвящены очень острые и
ранящие стихи «В проходном дворе», «Правило круга», «Завет»,
«Мне одиночество дано...», «Ранюсь о повседневность...» и поэмы
«Неудачные стихи», «Разные песни», «Неразборчивое». Да,
собственно, вся первая часть сборника — почти сплошное терзание
и жалоба:
Отчего стало быть тяжело?
Оттого ли, что сил не собрать,
или кто-то незримый опять
мне тихонько подрезал крыло?
Отчего стало трудно дышать?
Оттого ли, что ветер невмочь,
или просто под камнем лежать
невозможно в холодную ночь?
...мне тихонько подрезал крыло...
...или просто под камнем лежать...
Оттого стало трудно дышать,
оттого стало быть тяжело.
Уже ранняя поэзия Б. Левита-Броуна порой до
жестокости точна в выражении подавленности современного
мыслящего и чувствующего человека. Открытость всего существа
поэта миру оборачивается страшными открытиями, глубокими ранами,
тьмой вплоть до полной беспросветности, окончательной
тупиковости:
переступи порог балкона
не размыкай сгоревшие уста
пусть даже твоего поклона
и не заметит темнота
качанью тополя ты не ищи названья
вглядись в эту распластанную ночь
пусть медленно до твоего сознанья
дойдёт
что некому тебе помочь.
Читая такие страшные «откровения» молодого
человека, понимаешь — он неизбежно погибнет, если не найдёт пути
духовного. В начале этого обзора я уже определил поэзию Б.
Левита-Броуна как поэзию тоски по вечным ценностям и пути к ним.
Ранние его стихи как раз и показывают, какими муками и провалами
сопровождалось обретение этого пути, духовное распрямление,
становление религиозного сознания, крепшего в поэте от книги к
книге.
Вторая часть сборника, названная «Жалобы
влюблённого» (в основном стихи середины 80-х), посвящена не
столько любви, сколько тёмным переживаниям, связанным с любовью.
Тут и ревность (есть даже «поэма ревности»!), и тоска, и
разочарование, и угрозы в адрес некоей слишком нерешительной
возлюбленной. Есть и «окончательное заключение», столь типичное
для юношеского темперамента — «Нельзя связать любовь и жизнь...»
(максимализм? да... но, увы, и горькая правда большинства!).
Достойно удивления, что 35-летний поэт сохранил способность к
душевной юности. Это во многом объясняет саму возможность
появления через 14 лет такой магматической книги, как «Строфы
греховной лирики».
«Терзания и жалобы» в целом, с двумя частями
и заключительным разделом, который автор озаглавил «Первое
прозрение», оставляют ощущение страшного груза безнадежности,
который поэт нёс на плечах в начале своего творческого пути, и
первых, пусть и мрачных, прозрений об истинном положении вещей:
о заблудшести мира, о неснимаемом трагизме существования и о
жизнедающей силе взгляда вверх, в небо, откуда только и может
быть почерпнута вера в «вечную весну».
5.
Поздней осенью 2000 года мне на стол лёг
оригинал-макет новой большой книги стихов Б. Левита-Броуна,
собравшей его неопубликованные стихи с 1995 по 1998 год. И это
был наконец сборник, который по заведенной самим поэтом традиции
мог считаться «очередным». В подзаголовке указано: Третий том
книги стихов «Пожизненный дневник».
«Лишний росток бытия» — так автор озаглавил
свою книгу. Так видит он и самого себя и в эпиграфе.
Заглавие и эпиграф вносят совершенно новые
ноты в духовную интонацию. Это уже не просто констатация
повседневности поэтического труда, как в «Пожизненном дневнике»,
и не обвинение себе и эпохе, как в «Вердикте». Это спокойное и
зрелое принятие своего места и роли в мире, где поэт-философ (а
по нынешним тёмным временам вообще Поэт!) — человек лишний, мало
кому интересный и никем не поддерживаемый. Прошло время
государственных заказов на «периодическую поэзию», так что
«горланы» остались без работы, а «читаемой поэзией» нынче стали
стихи популярных песенок, которые если и не читают черным по
белому, то декламируют, цитируют и распевают наизусть. Но Поэта,
если ему не удалось стать «своим парнем» среди эстрадной «попсы»
либо среди маргиналов с постмодернистами, — т. е. «попсы»
криминальной или «попсы» интеллектуальной, — вроде как бы и
вовсе нет. А у Поэтов никогда не получалось дружить ни с какой
«попсой». Так что, собственно, точнее и не скажешь — лишний
росток бытия. Когда отпадают внешние запреты диктатуры (цензура),
а внутренние опоры (религиозная совесть и чувство
красоты) истреблены на генетическом уровне, тогда неизбежно
наступает новое варварство, царство бескачественного и низкого:
Всё повержено ниц
в царстве вечных «татар»
красота, благодать,
чувства, думы и речи...
Удивительно и в то же время вполне понятно,
что поэту приходят на ум вечные «татары» не в России, а в
колыбели латинства Италии. Значит, и там совершается
«татаризация» обезбоженного мира. Ну... о том, что происходит в
России и насколько эти стихи актуальны для нашей отечественной
современности... судите сами.
Поэт действительно не покорился бедам, он
продолжает творить свою экзистенцию. О духовной плотности этой
экзистенции красноречиво свидетельствует и объём сборника — без
малого триста стихов, — и главным образом, конечно же, их
качество. Труд, «заповеданный» поэту и им исполненный,
разворачивается перед читателем образами подлинно
классической поэзии. В «Лишнем ростке бытия» поэтическая
зрелость Бориса Левита-Броуна предстаёт во всём блеске
неоспоримой и радующей очевидности. Классичность была и раньше
отличительной чертой его поэзии, но именно в «Лишнем ростке
бытия» она проведена непрерывающейся линией от начала и до конца,
от вступительного стиха «Такое вот простосиденье // над кофе,
над зяблой рекой» до заключительного: «Я блажен на весеннем
ветру // полусна... полудна... полубденья». При этом поэт не
боится острых, порой рубленых ритмов, у него нет робости перед
неологизмами, когда этого требует поэтическая выразительность.
Но чувство классической стройности уже не изменяет ему нигде,
даже в самых сложных стиховых ситуациях. «Лишний росток бытия» —
это книга красивых стихов. Красота не только не ослабляет,
но многократно усиливает драматическую и лирическую
выразительность, опровергая расхожее суждение, что современная
поэзия и вообще современное искусство кровно нуждается в
уродстве (которое называют «новой красотой»), что без опрощения
и опошления поэтического языка, без разрушения художественной
формы (которое давненько уже именуют «поиском новых форм»)
нельзя добиться выразительности. Эти стихи свидетельствуют —
красота может выразить всё.
Сохранено тематическое богатство,
унаследованное от предыдущих томов (исключая «Строфы греховной
лирики»), но с определённостью прослеживаются три магистральные
темы книги: 1) судьба поэзии и поэта; 2) природа и
человек; 3) конечные цели человеческого бытия. В
поэзии Левита-Броуна явно усилились и получили более прямое
выражение религиозные мотивы. Более пристален и глубок взгляд на
природу. Много стихов посвящено Италии.
Даже беглый взгляд на алфавитный указатель
сборника фиксирует болезненную значимость для автора проблемы
судьбы поэта и его творений. Множество стихов так или иначе — об
этом. Вот лишь несколько заглавий или первых строк: «Ах... нету
тягостнее ремесла», «Блуждание в дебрях стиха», «Молчи,
поэт!..», «О сочинительстве», «Посвящение поэту», «Пушкину», «Ты
писал о весне, но настала зима!..». В программном стихотворении
«Конец книги» поэт выражает своё творческое кредо:
Ты думаешь, что всё ты написал?
Ты презираешь строчек изобилье?
Тебе опустошённости оскал
Маячит за истасканною былью?
Но вспомни, друг, как быль твоя кратка,
исполнись бездны тайною предвечной,
вздохни, остынь
и новый путь
беспечно
к заветному начни издалека.
В стихах поэта зачастую необычно сильно
выражен мыслительный элемент, они взывают к читателю, способному
чувствовать и понимать. Свою жизнь поэт не только переживает, но
и осмысливает, то изливая горькие сомнения, то веруя в своё
высокое призвание, то стоически-спокойно констатируя антиномию
желанного и совершающегося:
Ты писал о весне, но настала зима!
Всё сбылось как во сне — без пути, без
ума.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .
...и горели снега под февральским лучом,
и забвенья пурга погребала твой дом.
Но отвергнув наветы пустого ума,
понимая — уже состоялась зима,
Всё задув, зачеркнув... одному только сну
ты поверил надежду, мечту и весну...
Всё, терзания и жалобы кончились! Настало
время мудрости — и человеческой, и творческой. «Сова Минервы
вылетает с наступлением сумерек» — этой максимой Гегель
предваряет свою «Философию истории». Что ж, путь поэта — тоже
философия, и у неё есть своя история. Если «Терзания и жалобы» и
отчасти «Пожизненный дневник» в эмоциональном аспекте чем-то
напоминают поэзию последнего великого ваганта, Франсуа Вийона;
если общий психологический настрой «Вердикта» действительно
созвучен трагизму и томлению Анненского (в этом совершенно прав
Н. Якимчук), то «Лишний росток бытия» тяготеет к позднему
творчеству Пушкина, Гейне, Есенина. Я без всяких опасений
применяю эти многочисленные сравнения к поэзии Бориса
Левита-Броуна, ибо его стихи многое и разное напоминают, но ни
на что не похожи. Да он, судя по всему, и не боится вызывать
ассоциации. Всё на свете что-нибудь или кого-нибудь напоминает!
Но подлинный художник избирает такой, а не иной, путь не потому,
что это на кого-то или что-то похоже либо, наоборот, — непохоже.
Он просто избирает свой путь. Для посредственности все
пути — торные. Для таланта все пути — новые. Богатая
аллюзивность стихов Б. Левита-Броуна — это их достоинство, их
многообразие, живая связь с духом русской поэзии, а нередко и
прямая беседа на равных с классиками, с которыми поэт общается и
через эпиграфы, и через родство поэтического языка, и через
близость духовно-душевного настроя. В «Лишнем ростке бытия» стих
поэта достигает совершенства в избранной поэтике. Он упруг и
лаконичен, ёмок по смыслу и прозрачен в звучании, эмоционально
насыщен. Собственно говоря, вхождение в полную зрелость поэтики
определилось ещё в «Строфах». Но сами «Строфы», хоть и
опубликованы раньше, хронологически написаны позже, чем стихи «Лишнего
ростка бытия». Это значит, что потрясение, породившее «греховную»
лирику «Строф», заслонило в жизни поэта все его существеннейшие
духовные проблемы, а точнее сказать, просто поглотило их,
вобрало в огненный шар страсти. Сам факт нынешней, как бы
запоздалой, публикации «Лишнего ростка бытия» говорит о том, что
только теперь завершается слияние окончательно созревшей поэтики
Б. Левита-Броуна с магистральными темами его творчества. Он не
поэт любви. Он поэт, сотворивший удивительную и единственную в
своём роде книгу стихов о любви, но поэтом любви его назвать
нельзя. Моё изначальное определение его поэзии как поэзии
тоски по вечным ценностям и пути к ним остаётся в силе.
Публикуя ныне «Лишний росток бытия», Б. Левит-Броун подлинно
обретает себя как поэта-романтика и поэта-философа. Совершается
именно то, чего он требовал от себя ещё среди потрясений «Строф»,
в стихе на эпиграф из «Бориса Годунова»:
«Я царь ещё...»
Зима этих солнечных дней,
желаний и тёмных тревог —
хоть с ней породниться сумей,
коль с жизнью спознаться не мог.
Из гиблых молчаний своих
послушай, что шепчут лучи,
пусть твой независимый стих
вернётся к тебе.
Не молчи!
Да... снова ты предан, как встарь,
бессильною женской душой,
но вспомни, что ты ещё царь,
не никни, не сетуй
и... пой!
Мудрость начинается с осознания тщеты многих
личных усилий и упований, с понимания границ человеческих
возможностей, с предпочтения всем иным — духовных ценностей и
забот о душе. Начало мудрости — это смещение жизненных установок
в сторону вероактивных усилий.
Неизменные темы поэзии Левита-Броуна — жизнь
и природа — по-иному звучат в его последней книге. Отношение к
жизни становится более уравновешенным и примирённым:
Всё как-то сравняет дорогой,
всё как-то пройдёт без следа.
Кому-то даётся немного,
кому-то — большая беда.
С высоты поэзии мудрости можно
осознать ценность скоротечной и конечной жизни, красоту и
важность природы, вне которой нет существования. Отношение же к
смерти становится у поэта более просветлённым и в то же время
более остро болезненным. Смерть неотменима и нестерпима: с ней
не может быть никаких пактов мудрости. Вот почему проникновенно,
до щемящей боли в сердце, отдаются в читателе такие
стихотворения как, например, «Роща».
Это подлинно классические русские стихи!
Взгляд на мир стал сдержан и проницателен, не утратив ни
остроты, ни напряженного трагизма. Стих стал проще и прозрачнее,
выражение чувств глубже и убедительней. О том, насколько не
утратил поэт экзистенциальной зоркости, свидетельствует хотя бы
такой фрагмент:
Туда возвратиться — отрада!
Там первых тревог города,
тропинка знакомого сада,
младенческих снов череда.
Но тьмой возвращенье карается,
и слёзы — цветенья вода —
напрасно из глаз проливаются, —
тропинка в тупик упирается,
она не ведёт никуда...
В воспоминаниях детства, обычно столь милых
сердцу и столь охотно посещаемых памятью, поэт чувствует яд
всяких просто-воспоминаний, смертельный яд невозвратности и
проглядывающий из тьмы тупик.
С ещё большей интенсивностью, чем прежде,
разворачивается жизнь поэта в природе, которую он видит как
отражение своих собственных душевных движений. Всё в природе до
предела очеловечено, всякое её состояние имеет прямую связь с
состояниями человека. Такого обилия гуманизированных пейзажей
или своеобразных «портретов» природы в предыдущих сборниках нет.
«Уже простёр закат венчающую руку», «Свежесть легла на холм //
выпуклой грудью тучи», «Коры мокрые... мокрые коры // и
проплаканные небеса», «Какая тень! Как будто глубина», «Полянка
ромашек — мне страшен твой вид», «Подымешь голову, смежишь края
тоски...», «Чуть тонкий день, прозрачная струя...», «Ласточки
стремительный клинок // выхвачен из тёмных ножен тени» — и
множество других стихов этой тематической ориентации наполняют
книгу всеми оттенками лирического спектра.
Но в центре художественного внимания поэта
по-прежнему — человек: жизнь индивида, панорама эпохи, наконец,
судьба человечества. То это кошмар уничтожения человеком
окружающей среды:
Гляди и молись, зажимая в горсти
истраченность сердца, изношенность рода.
Ты губишь себя и терзаешь природу,
но даже травинку не можешь спасти,
то тихий ужас «благословенной» эпохи
информатики:
Я вижу эту мрачную страду:
бесчисленные всходы одиночеств,
немот бессильных бледную беду,
эфира непрозрачную среду
и муку нерасслышанных пророчеств,
то краткий и жестокий портрет тотального
безразличия людей:
Милы, не злы, давно на всё согласны,
мы предали друг друга — ты и я,
то не менее краткий и не менее жестокий
диагноз миру безбожников:
Ничего не таит, кроме злого урона,
суета наших дел, нищета наших вер.
Душевное обнищание людей, прогрессивное «освобождение»
человека от человечности в самом себе, утрата миром своего
духовного измерения, забвение страха перед Богом и
исключительная одержимость страхом смерти — всё порождает в
поэте гнетущую озабоченность, а порой, как и прежде, отчаяние,
чувство своей собственной вины и недостоинства, потребность в
покаянии. Таков короткий стих «Подруге — акации»:
Ты надо мной бессильным наклонись
и постели мне небо, как поляну!
Я выносить уже не смею высь,
а если в небеса нечайно гляну —
стенанием сердечным исхожу,
к раскаянью прикованный навеки.
Но ты прикрой шуршанием мне веки
и не буди меня, как жизнь я не бужу.
Высшим духовным пластом книги несомненно
являются стихи прямого религиозного содержания. Я подчёркиваю —
высшим духовным пластом, — потому что художественные
достижения не всегда и не непременно связаны с духовными
прозрениями. Впрочем, в книге «Лишний росток бытия» встречаются
поистине восхитительные совпадения духовной и художественной
высоты, как, например, вот это:
Одиноких прогулок Водитель —
Ты давно уже бродишь со мной!
Тихий Праведник, вечный Родитель,
Бог молчащий, но паче — живой.
И печальную ризницу мира
озарив духновеньем святым,
бережёшь Ты меня от кумира.
Ну а лира... на то она лира,
чтоб вздыхать иногда по своим.
Здесь и в других прямо религиозных стихах
Борис Левит-Броун находит для себя окончательные решения,
духовно избирает высшую возможную направленность путей. Это пути
к Богу и пути в Боге. Общение с лучшими из религиозных
стихотворений сборника — это уже процесс настолько
духовно-интимный, что я не стану их цитировать в обзорной статье.
Позволю себе только порекомендовать возможному заинтересованному
читателю предпоследнее стихотворение этой книги. Оно как раз
относится к числу тех удивительных духовно-художественных
откровений, которых в поэзии лишь единицы.
* * *
Поэзия Бориса Левита-Броуна — явление уже
сложившееся, мир уже сотворённый. Мне нет надобности принимать
позу ментора, чтобы потрепать поэта по плечу и великодушно
напутствовать его на новые свершения. С этими привычными «отеческими»
амбициями русская критика опоздала. Невозможно сказать наперёд,
будет ли иметь продолжение обширная «книга стихов без конца» или
она окончится третьим томом — «Лишним ростком бытия». Как бы то
ни было — вхождение в русскую поэзию нового большого поэта
состоялось.
Увы, когда мы говорим — «заметное явление»,
это не обязательно означает явление «замеченное». Такова
грустная реальность, и её не компенсируешь ссылками на время,
которое всё расставит по местам. Один из величайших русских
поэтов двадцатого века, Георгий Иванов, «вернулся в Россию
стихами», даже был весьма респектабельно издан в трёх томах, но
не стал замечен настолько, насколько он заметен. История
популярностей свидетельствует о том, что люди склонны больше
любить самих поэтов, чем их поэзию, предпочитают сопереживать их
личным несчастьям, чем разбираться в масштабах их художественных
достижений. «Люди верят только славе» — жаловался Пушкин. Слава
же — ещё с пушкинских времён — это прежде всего ославленность
скандалом, а ещё лучше — гонением. Георгию Иванову, даже притом,
что он — первый поэт русской эмиграции, не по силам было
«вернувшись в Россию стихами» тягаться в популярности с
опальными поэтами реального Отечества, которых сажали в лагеря,
судили и ссылали. Никакие поэтические вершины не затмят того,
что совершается «на лобном месте». Это, в сущности, очень
трогательная человеческая черточка, больше обласкивать вниманием
тех, кто выступал, а тем более пострадал «на миру», чем
тех, кто создал более высокие художественные ценности. Не
потому ли «на миру и смерть красна»?
С точки зрения надежд на популярность,
положение Бориса Левита-Броуна, прямо скажем, не лучшее. Да и
сам характер его поэзии, углублённой и аристкратически
возвышенной, классической по внутреннему строю, плохо
согласуется с демократическим пульсом времени. А религиозная
направленность его духовного-поэтического пути — это вообще «не
для теперь». Это провозвестие возможного будущего обращения
общества к основаниям веры, которые ныне разрушены, но усилиями
лучших людей России — религиозных проповедников, мыслителей и
художников — медленно и неуклонно восстанавливаются.
Что ж, всё правильно: возрождая и развивая в
своей поэзии лучшее достояние русской классики, духовно Борис
Левит-Броун опережает своё время, как то и предначертывается
жизнью всякому большому поэту.
опубликовано в качестве предисловия к книге стихов
Б.Левита-Броуна «Лишний росток бытия». 2001 г.
|