ГЛАВНАЯ
 
Вехи жизни
и творчества
Автобиография
Публикации
Сотрудничество
Ученики
 
Гостевая книга

 

 

 

 

 

Василий Иванович Шубин


Философ     Литературный критик   Учитель

 

ПУБЛИКАЦИИ В.И. ШУБИНА


 

Смотрицкий Е.Ю., Шубин В.И.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Экологическая проблема и понятие нормы.

Каждая форма организации материи имеет свою специфику. Редукционистский под­ход на современном уровне развития науки исчерпал свои возможности для объяснения сущности объектов и процессов путем сведения их к более простым элементам и взаимо­действиям между ними. Это убедительно подтверждается широким внедрением системной методологии в научное мышление и практику, развитием холистического подхода, возник­новением таких направлений в философии как функциональный и эмерджентный материа­лизм. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на очень распространенное в медици­не, биологии и экологии понятие нормы/Для точных наук такого понятия не существует. С некоторой натяжкой можно провести параллель с критическими величинами, которые при­меняются в физике для проведения границы, за которой невозможно достижение того или иного состояния вещества. Но даже переход через эту границу, через критическую величину не приводит к уничтожению объекта физического исследования. Если в химии происходит какая-то химическая реакция, т.е. исчезает химический индивид, объект, то все же остается химическая система, в которой продолжаются химические преобразования. И лишь полное разрушение электронных оболочек атомов в состоянии плазмы разрушает химическую сис­тему. Диапазон существования физических и химических систем настолько широк, что фи­зики и химики просто не говорят о понятии нормы, хотя и этот диапазон имеет свои про­странственные, временные и энергетические рамки.

Для биологических и экологических систем эти рамки резко сужаются, не говоря уже о медицине, т.е. о человеке, у которого существенную роль начинают играть социаль­ные регулятивы (право, мораль, идеология). Норму можно определить как диапазон жизне­способности системы, при котором она сохраняет свое качественное своеобразие и способна к развитию. Норма является интегральным понятием и требует для своей характеристики целого набора параметров системы, причем эти параметры для систем разного уровня раз­личны, ибо, поскольку более высокоорганизованные, сложные системы несводимы к менее организованным и не выводимы из них, то и набор параметров, характеризующих системы разного уровня сложности отличаются. Например, физики не используют понятие информа­ции, а биологи используют. С каждым уровнем число параметров как бы возрастает, но для каждого уровня можно выделить сущностные, определяющие характеристики системы, а зависимость от параметров, характерных для нижних слоев организации, сохраняется. При­чем, как уже сказано, диапазон “нижних” параметров для “верхних” систем очень узок. На­пример, температурный диапазон для химической организации составляет от 0 до 6000°К, а для биос4)еры диапазон от -50 до +250°С, что же касается теплокровных животных, то для них диапазон температур почти точечный: +1-2° от средней нормы. Более того, чтобы со­хранить за собой диапазон жизни, определяемый "физическими" параметрами, живые сис­темы, в том числе экосистемы и биосфера в целом, выработали механизм гомеостазиса, т.е. благодаря механизму обратной связи способны поддерживать внутреннее динамическое равновесие системы при "незначительных" отклонениях во внешней и (или) внутренней среде.

Таким образом, появление понятия "норма" для характеристики сложных высокоор­ганизованных систем, какими являются живые организмы, биосфера, социум является след­ствием узости тех рамок бытия, в которых они способны сохранять свою устойчивость, це­лостность, жизнеспособность.

2. Пространство биосферы: конфликт между органичностью и механистичностью.

Понятие "организация пространства" является привычным для специалистов по фи­зической географии. Им широко пользуются для описания ландшафтов и все чаще начинают использовать для характеристики вписывания искусственных объектов и сооружений в при­родную среду. Но механический подход к пространству биос4^еры остается преобладающим до настоящего времени и при проектировании каких-либо сооружений мало учитывается тот факт, что пространство - это не пустота или ресурс, который можно кроить по своему усмотрению, а жизненное пространство, т.е. такое, которое имеет органическое строение, анизотропию, функциональное назначение в механизме функционирования биосферы.

Многие аспекты организации пространства издревле используются человеком, но они ориентированы на человека, его выгоду и удобства, а не вписывание технической дея­тельности человека в природные процессы, максимальный учет органического строения пространства биосферы.

Прежде всего, стоит отметить эстетический аспект организации пространства. Ярче всего он проявляется в архитектуре. При продуманном, спланированном строительстве эстетический критерии организации пространства переносится в градостроение. Но на уровне города добавляется еще одно требование - соблюдение санитарных и гигиенических норм. В современном мире происходит быстрая экспансия на природу, а значит и на жизненное пространство. Происходит как бы "вспенивание пространства" биосферы. При этом нару­шаются естественные природные связи и возникают новые, не свойственные природе и ра­нее не существовавшие. В определенным образом организованном пространстве биосферы происходят устоявшиеся процессы, строго сбалансированные по времени. Таким образом, нарушая пространственную организацию, мы нарушаем и временную организацию биосфе­ры. Поэтому необходимо стремится не к "рациональному" использованию пространства, а к максимально возможному "встраиванию" в пространство биосферы и "подключению" в биосферные процессы, не нарушая их ритм и масштаб.

Воплотить в жизнь такую программу трудно в любом человеческом обществе, ибо оно, даже не отделяя себя в сознании от природы в любом случае противостоит ей и тем и отличается от животного мира, что способно лучше приспосабливаться к окружающей сре­де, т.е. способно изменить ее или создать искусственную мини-среду, но опять же за счет природы. В современном же индустриальном мире, ориентированном на постоянный про­гресс, т.е. находящемуся в нестационарном, быстро меняющемся во времени состоянии, "подключиться" к квазистационарному состоянию биосферы вообще невозможно. Поэтому, на наш взгляд, современной цивилизации необходимо искать путь "выхода на площадку", т.е. переход из сильно неравновесного и нестационарного состояния, каковым является ин­дустриальный прогресс, в состояние квазистацинарное, соизмеримое с квазистациорностью биосферы.

 

3.Биосфера, ноосфера и механизм управления.

 

Удивительная способность природы поддерживать внутреннее динамическое равно­весие (гомеостазис, экологическое равновесие) существенно подорвана вмешательством че­ловеческой деятельности. В нетронутом состоянии биосфера обладала огромной буферной емкостью и способна была гасить достаточно мощные возмущения любой природы, доста­точно быстро восстанавливаясь и "залечивать раны", нанесенные ей природными катаклиз­мами и человеческой деятельностью в доиндустриальную эпоху. С подрывом компенсаторных функций биосферы и утратой способности поддерживать состояние гомеостазиса, эту функцию вынужден взять на себя человек.

При всем совершенстве, красоте и мудрости природы, у нас пока нет научных осно­ваний утверждать, что она поступает сознательно и благородно. А поэтому механизм, цели и критерии управления у природы и человека будут неизбежно отличаться.

Как известно, сущность современного взгляда на механизм гомеостазиса биосферы состоит в том, что ее представляют в виде кибернетической системы с положительной и от­рицательной обратной связью и нелокализованным, "размытым" управляющим устройст­вом, т.е. без строго выделенного "органа" управления. Учитывая работы А.Л.Чижевского можно предположить, что управляющий орган вынесен за пределы Земли, биосферы и воз­можно находится на Солнце. Но речь не об этом.

Принимая на себя функции управления биосферой, человек стремится к состоянию ноосферы. Tо есть сознательного, целесообразного управления. Таким образом, при перехо­де биосферы в ноосLеру появляется четко выраженный "орган" управления (Министерство). Но если можно смирится с неполной ясностью в механизме регулирования биосферы (Как?), поскольку не совсем понятно Кто управляет, ибо это не его дело, то человек должен четко осознавать, какую цель он преследует (целесообразность), какие критерии на пути достиже­ния этой цели, какими средствами решать задачу управления и контроля и какова эффектив­ность (це>а) выбранного механизма.

Человечество больше всего оттачивало механизмы управления в сфере экономики. А между экономикой и экологией много общего. Поэтому хотелось бы провести некоторые параллели между ними и в плане управления: полное невмешательство, административно-командная система и гибкое балансирование с контролем только основных макропарамет­ров системы.

Если оставаться на позициях, согласно которым Мир - это идеально отлаженный часовой механизм, созданный и заведенный умелым часовщиком (Богом), то действительно в него лучше не вмешиваться. Но мир - не часовой механизм, а человек уже активно вме­шался в природу. Экологический кризис указывает на недопустимость дальнейшей либо экспансии на природу, либо бездействия, а может и того 4 другого. Насколько можно понять, В.И Вернадцкий мыслил ноосферу по типу командно-бюрократического метода управления, механизма регулирования. Но этот механизм уже доказал свою неэффективность в рамках одной лишь экономики. Биосфера же гораздо более сложный объект, чем экономика, хотя бы по масштабу, не говоря уже о качественном отличии и сложности. Поэтому даже пред­ставить трудно, чтобы каждому "субъекту биосферы" отдавались приказания, контролирова­лись параметры и "принимались меры". Для этого просто не хватит бюрократов. Поэтому остается последний механизм управления - балансирование с контролем макропараметров с целью поддержания квазистационарного состояния и социума и биосферы в целом. Но та­кие макропараметры необходимо еще выработать.  Сейчас же можно сказать, что основными понятиями, с помощью которых можно описывать биосферу, являются система, организа­ция, гомеостазис, разнообразие. Последнее понятие пока плохо осмыслено и требует прове­дения сравнительного анализа с такими понятиями как энтропия и информация.

 

4.   Экология и культура.

 

Причина неустойчивого развития общества, ведущая к экологическому кризису, кроет­ся в конфликте между природой человека и природой природы. Экологический кризис он­тологически предопределен. Смягчить, а может быть даже и устранить его, т.е. перейти к состоянию устойчивого развития (коэволюции, ноосферы, психосферы, пневмосферы...) может и должна культура как механизм саморегуляции общества во всех аспектах, в том числе и во взаимодействии общества и природы. При переходе к культуре как механизму саморегуляции происходит скачок от биологической к духовной природе человека при со­хранении биосоциального субстрата.

Сущность кризиса в биосфере - разрушение человеком пространственно-временной организации последней.

Разрушение биосферы есть результат духовной деградации и саморазрушения общест­ва Поэтому переход к устойчивому развитию предполагает принципиальную духовную трансформацию (перестройку) общества. Только при таком условии имеет смысл техниче­ский прогресс.

При моделировании устойчивого развития мы должны исходить из возможностей био­сферы, а не потребностей человека. Экологическое пространство ~ важная и полезная кате­гория. Главными характеристиками его являются не количество ресурсов, которые можно безболезненно изымать для потребностей человека, а его структура (морфология и тополо­гия), механизм гомеостазиса, отражающий функциональные внутренние связи и временные параметры. Перейти к устойчивому развитию, избежать экологического кризиса - значит сохранить топологию экологического пространства, еще лучше - сохранить экологический хронотоп.

Главная характеристика экопространства - многомерность, которая помимо геологи­ческих, геохимических, биологических характеристик (состав - структура - связи) включает также и духовный компонент.

Задача, стоящая перед обществом, сводится к созданию такой духовной Метасистемы, которая позволит обуздать биологическую природу человека и создаст условия для наиболее полной духовной реализации человека, т.е. трансформирует тип культуры таким образом, что энергия человека будет направлена главным образом не на завоевание, покорение, пре­образование и потребление природы, а на формирование духовных качеств человека. Ду­ховная Метасистема - это своеобразная экологическая ниша для Homo sapiens.

Человек может вписаться в природную метасистему только при условии вписанности в Духовную Метасистему.

Утрата духовной метасистемы привела к утрате смысла человеческого существования. Функция человека свелась к геохимическому преобразованию, т.е. человек с духовного уровня опустился на биологический уровень хемобактерий, снабженных техникой.

Необходим новый смысл и цель жизни человека. Необходим возврат к сакральности, тайне бытия.

Необходима новая демографическая политика, новое понимание "взрослый человек". Разные культуры обеспечивают разную плотность населения.

При моделировании устойчивого развития в качестве единичного объекта, взаимодей­ствующего с природой, необходимо брать не индивид, а популяцию.

Человек обладает Разумом и Волей. Они должны управляться высшим, метафизиче­ским, метасистемным "критерием". Энергия человека, управляемая только волей и разумом, ведет к разрушению эго, социо и природы. Разум должен и способен решать оперативные, тактические, локальные задачи. Стратегические задачи всегда метафизичны. Жизнь человека не может строиться на принципе "аби день до вечора". Необходим вектор, как человеку, так и обществу и задается он культурой, духовной метасистемой. Культура должна сублимиро­вать, ограничить избыточную энергию человека. Ядром культуры всегда была и остается (реликтово) религия.

Силовое поле культуры должно дать человеку напряжение жизни, осмысленность, стержень, недостижимый идеал, забирающий у человека все силы, всю энергию, зовущий, манящий, таинственный. Тайна - манит, неизвестность - отпугивает. Тайна блокирует тита­низм человека, обернувшийся современной социогеной и экологической катастрофой. Ду­ховная мутация - единственно верный путь к нормальному взаимоотношению как человека с человеком, так и человека с природой.

 

Сучасні екологічні проблеми та молодь.
Запоріжжя, ЗГІА, 2001.

 

 

 

 

П А Р Т Н Ё Р Ы

  OZON.ru  

 

  Yakaboo
    Advego — общайся и зарабатывай деньги!
  $$$ для web-мастеров
  Библиотека ИХТИКА
   

2001-2010 © Yevgen Smotrytskyy. All rights are reserved.
 Сайт создан в марте 2010 г.
Последнее изменение сайта 25.03.2010 г.

Designed by lolamax

 

ВВЕРХ

 

 

Хостинг от uCoz