В. И. Шубин
ПРИНЦИП
ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПОППЕРА-ЛАКАТОША: ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
Принцип фальсификации
является логическим завершением неопозитивистской установки на
критический анализ всего, в том числе и философского знания.
Именно в деятельности Венского кружка логиков и математиков были
сформулированы основные идеи, ставшие особенно популярными в
30-40-е годы в среде научной интеллигенции (сведение философии к
логическому анализу языка науки; принцип верификации; трактовка
логики и математики как формальных преобразований в языке науки
и т.д.). В частности, принцип верификации, обоснованный
руководителем кружка М.Шликом, требовал сводить всякое
осмысленное научное утверждение к совокупности протокольных
предложений, проверяемых чувственным опытом. Предложения науки,
не верифицируемые, т.е. не поддающиеся редукции к эмпирическим
фактам, считаются лишенными всякого смысла. Таким образом,
критический пафос, поддерживаемый вполне приемлемой установкой
на точный анализ научно-философского знания, обесценивался
эмпиризмом самого принципа, объективно снижавшим роль
теоретических конструктов в движении к истине.
Постпозитивизм есть
совокупность методологических концепций, пришедших на смену
методологии логического позитивизма. Постпозитивизм не
представляет собой особого философского направления, течения или
школы, он является этапом в философии науки, наступление
которого связано с выходом в свет английского варианта основной
методологической работы К.Поппера «Логика научного открытия»
(1959) и книги Т.Куна «Структура научных революций» (1963).
Характерной чертой постпозитивистского этапа является
значительное разнообразие методологических концепций и их
взаимная критика. Однако, несмотря на различные образы науки и
ее развития, различные решения методологических проблем, можно
выделить ряд общих черт, что характеризуют постпозитивизм как
определенный этап в эволюции философии науки. Во-первых,
постпозитивизм отходит от ориентации на символическую логику и
обращается к истории науки. Во-вторых, проблемой философии науки
является понимание развития научного знания, а не анализ его
структуры. В-третьих, смягчается дихотомия эмпирического -
теоретического, исчезает противопоставление фактов и теорий,
контекста открытия и контекста обоснования. В-четвертых,
постпозитивизм постепенно отходит от принципа демаркации, т.е.
четкого разделения между наукой и ненаукой, в частности между
философией и физикой. И последнее: отказ от кумулятивизма в
понимании развития знаний. Постпозитивизм признал, что в истории
науки неизбежны существенные, революционные преобразования,
ведущие к пересмотру значительной части ранее признанного и
обоснованного знания - не только теоретического, но и самих
фактов, методов и мировоззренческих представлений и вызывающие
смену парадигмы. В целом, постпозитивизм возник потому, что
провалилась редукционистская установка сведения теоретических
положений к эмпирическим фактам. Оказалось, что теоретическое
знание не редуцируется без остатка к совокупности эмпирических
положений. Именно с критики данной установки и начинается
постпозитивизм. К.Поппер, а затем и другие представители
постпозитивизма убедительно доказали, что всякое эмпирическое
знание всегда теоретически обусловленно, всегда имеется
концептуальный каркас (это то, чему учил Кант), который является
предпосылкой эмпирического познания. К.Поппер пришел к выводу:
индуктивной логики нет, поэтому безнадежна попытка транслировать
истину с эмпирического уровня на теоретический. А что есть? -
Логика дедуктивная и в рамках ее Поппер выбирает логическое
орудие - деструктивную дедукцию, а это и есть принцип
фальсификации. Смысл: чтобы доказать возможность трансляции
истины, иначе говоря, возможность доказательства истинности
эмпирического знания, - аргументы не подтверждают, а
фальсифицируют, т.е. опровергают теорию. Верификация теории
заменяется ее фальсификацией. Пафос данного принципа заключается
в том, чтобы ученый никогда не останавливался на достигнутом, а
искал аргументы для опровержения данной концепции. Иначе смерть
научному творчеству ... Нефальсифицируемых теорий быть не
должно, поэтому нельзя спасать научную теорию и выискивать
аргументы в ее пользу. Принцип фальсификации К.Поппера,
углубленный И.Лакатошом в его работе «Доказательство и
опровержение» (русский перевод - 1967) есть подлинный гимн
вечному научному поиску и научному знанию вообще. Спасать
научную теорию преступно, ибо в конечном счете это приведет к
застою в науке и к кризису в научном сообществе. Принцип
фальсификации есть проявление самокритики науки, ибо к
вненаучной теории он не относится, а наличие такого внутреннего
импульса служит противоядием против догматизма в науке и в
деятельности научного сообщества.
Философы
ХХ
века: Карл Поппер.
Минск, РИВШ, 1999
|