ГЛАВНАЯ
 
Вехи жизни
и творчества
Автобиография
Публикации
Сотрудничество
Ученики
 
Гостевая книга

 

 

 

 

 

Василий Иванович Шубин


Философ     Литературный критик   Учитель

 

ПУБЛИКАЦИИ В.И. ШУБИНА


 

 В. И. Шубин

 

НЕОЛАПЛАСОВСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ И СИНЕРГЕТИКА

       Суть новой версии концепции лапласовского детерминизма выражается следующим образом: мир однозначно детерминирован во всех своих проявлениях. Любое событие происходит на основании действия однозначных динамических законов. Все в мире предопределено. Однако в действительности имеются и случайные и вероятностные связи, которые выражают отношения между отдельными независимыми друг от друга причинными линиями. На этой же основе существуют и статистические закономерности. И случайность, и вероятность, и статистические закономерности - это, по существу, формы проявления однозначных закономерных связей. Подлинно научными теориями являются такие, в которых явления описываются  на основе открытых однозначных законов. Вероятностно-статистические теории принципиально неполны. Единственное требование концепции лапласовского детерминизма заключается в том, чтобы физическая реальность, описываемая в рамках любой научной теории, характеризовалась в конце концов динамическими законами.

      Сегодня стало очевидным, что статистические закономерности, выражая существенные связи объективного мира, могут, подобно динамическим законам, служить основанием для построения теории самого высокого гносеологического статуса. Таким образом, попытки сторонников концепции лапласовского детерминизма принизить статус вероятностно-статистических законов и теорий, построенных на их основе, следует рассматривать как несостоятельные.

      Основной недостаток этой концепции заключается в том, что не учитывается переход количественных изменений в качественные при росте числа степеней свободы рассматриваемых систем, а также в том, что абстракции, лежащие в основе научных теорий, работающих в рамках этой концепции ( в частности, изолированность системы, представление тел в виде материальной точки и др.) снимают “многообразие созерцания”. Эти ограничения, как раз и позволяют выдвигать концепцию однозначной детерминированности мира. Но поскольку в природе не существует абсолютно изолированых систем, постольку эволюция реальной системы не может проходить абсолютно точно по траектории, определенной начальными условиями. Ясно, что любое, сколько угодно малое, взаимодействие системы с окружением вызывает возмущение ее движения. Следовательно, вопрос заключается в том, чтобы для каждой конкретной системы оценить влияние этого взаимодействия. Если оно оказывается несущественным, то мы вправе считать нашу систему абсолютно изолированной. В противном случае этого делать нельзя.

     Любой объект имеет бесчисленное число связей с окружающим миром. Однако в конкретных условиях существенными связями являются лишь немногие. Задача науки заключается как раз в том, чтобы, абстрагируясь от несущественных, выделить существенные связи и установить закономерные отношения, характеризующие поведение объекта. Отсюда следует, что ни сам объект, ни его связи не могут оставаться неизменными при изменении условий, в которых он рассматривается. Только анализ, дополненный синтезом, может адекватно отразить свойства целого.

     Статистические закономерности отражают особый род устойчивых связей действительности и , в частности, сложнейшие взаимосвязи объектов с их окружением. С каким бы видом вероятностно-статистических закономерностей мы ни встретились, они всегда будут выражать такой тип устойчивости, в котором обнаруживаются связи объекта с внешним миром.

     Современная, то есть неклассическая наука (теория вероятности, теория игр, теория массового обслуживания) постулируют первичность стохастических процессов и в этом ее принципиальное отличие от классической физики. Случайность субстанциональна и массовые случайные явления (ансамбль случайностей или как выразился Луи де Бройль - “волна вероятностей”) рождает закономерные процессы, т.е. статистические закономерности. Другое принципиальное отличие, ставшее объектом новой неклассической науки - синергетики - постулирует первичность хаоса, нестабильности, неравновесности. Все сложные системы, изучаемые космологией, биофизикой, социологией являются открытыми системами и, как правило, находятся в неравновесном состоянии (в отличие от изолированных систем, в которых возрастает энтропия и система стремится к мертвому равновесию). Поведение таких систем было изучено бельгийским физиком Ильей  Пригожиным, за что он и был удостоен Нобелевской премии (1977). Подобные  системы И.Пригожин назвал “диссипативными”, а немецкий ученый Г.Хакен предложил для обозначения этой части теоретической физики название “синергетика”. В синергетических системах малые изменения ведут к неустойчивости, что вызывает бифуркации, т.е. резкие (а значит мало предсказуемые) изменения состояния и фазовые переходы.

Илья Пригожин.
ХІ
V международные чтения. “Великие преобразователи естествознания”.
Минск, 1988

 

 

 

 

П А Р Т Н Ё Р Ы

  OZON.ru  

 

  Yakaboo
    Advego — общайся и зарабатывай деньги!
  $$$ для web-мастеров
  Библиотека ИХТИКА
   

2001-2010 © Yevgen Smotrytskyy. All rights are reserved.
 Сайт создан в марте 2010 г.
Последнее изменение сайта 25.03.2010 г.

Designed by lolamax

 

ВВЕРХ

 

 

Хостинг от uCoz