ГЛАВНАЯ
 
Вехи жизни
и творчества
Автобиография
Публикации
Сотрудничество
Ученики
 
Гостевая книга

 

 

 

 

 

Василий Иванович Шубин


Философ     Литературный критик   Учитель

 

ПУБЛИКАЦИИ В.И. ШУБИНА


 

 В. И. Шубин

 

ЗЛО КАК МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА:
КАНТ, ГЕГЕЛЬ, ФРАНК С.Л.

 

         Философия нового времени рассматривает  человека  в  качестве

    эгоистического  существа,  т.е.  как изначально злого (Макиавелли,

    Гоббс),  или как изначально доброго, но погрязшего  во  зле  (Мор,

    Руссо).   В   обоих  случаях  происхождение  зла  ассоциируется  с

    человеческой деятельностью как таковой и лишается той  объективной

    основы,  которая  имела  место  в  религии  и  народно-еретических

    движениях средневековья,  признававших две  мировые  субстанции  -

    Христа и Люцифера.

         Демифологизация и деонтологизация зла, бесспорно, ориентируют

    на  конкретный  анализ  его  источников,  но и создают условия для

    субъективистских интерпретаций зла (софисты,  скептики) и даже для

    обоснования права человека на зло (киренаики,  макиавеллизм, маркиз

    де  Сад).  Ибо  если  отвергается  объективный  критерий  зла,  то

    исчезает  таковой  и применительно к добру.  Новоевропейская мысль

    мучительно билась над проблемой - как  оставить  неприкосновенными

    права   индивида   и  в  тоже  время  согласовать  его  абсолютные

    притязания на самоутверждение с общим благом.  На первый взгляд, в

    рамках  просветительской  традиции  решение  было найдено.  В ранг

    субстанционального,  т.е.  объективного начала,  возводится  Разум,

    призванный  обуздать  хаос  страстей  и  желаний человека-эгоиста.

    Однако себялюбие как главный принцип просветительской этики  очень

    уязвим,  и  прежде  всего  потому,  что он размывает границу между

    добром и злом.  Не случайно  Руссо  страстно  обличал  хищническую

    мораль  и по сути сформулировал неустранимую антимонию между общей

    волей и частным интересом.  Кант воспроизводит данную антимонию  в

    своем  анализе "гражданского общества",  и основная проблема этики

    Канта есть проблема возвышения индивида-эгоиста до  общественного

    человека,  т.е.  до моральной личности. Но устранить антимонию ему

    не удалось.  Пожалуй,  лучше всего это доказывают его  "Лекции  по

    этике" (1780-1782 г.г.) С одной стороны он заявляет: "Во всем мире

    нет  ничего  более  святого,   чем   право   других   людей.   Оно

    неприкосновенно и ненарушимо.  Проклятие тому,  кто ущемляет право

    других  и  топчет  его  ногами."[1]  Однако  вслед  за  этим  Кант   
    спрашивает,  а  существует  ли  в  душе  человека  непосредственно

    стремление ко злу?  В ответе весь Кант-моралист:  "В человеке есть

    что-то  от  дикого  зверя,  которого  он  никак не может укротить.

    Источник этого нам неизвестен."[2] Надо ли  удивляться  тому,  что

    для   Канта   и   сама   смерть  Христа  "...не  победа  над  злым

    принципом,-... но лишь подрыв его могущества"[3]

         Гегель развивает этическую концепцию в противовес Канту, т.е.

    объективирует зло.  В "Философии права" (раздел "Добро и совесть")

    зло  рассматривается  как  элемент  исторического  прогресса,  как

    спутник  становления  личности  в  истории.  В   139-м   параграфе

    указанного  раздела  Гегель  обстоятельно  анализирует  диалектику

    добра и зла.  Общий вывод таков: зло есть знание своей единичности

    как   чего-то   решающего,   но  через  эту  стадию  саморефлексии

    необходимо пройти,  иначе нет субъекта,  нет  личности.  При  этом

    подчеркивается:  "природа  зла  такова,  что человек может,  но не

    необходимо  должен  его  хотеть".[4]  Гегель  стремится   доказать

    необходимость зла; оно для него есть форма утверждения добра, а на

    более  высоких  ступенях  духа  -  в  религии  и  в  философии   -

    противоположность  между  добром  и злом у Гегеля снимается.  Зло,

    оказывается,  необходимо связано с моральностью.  Концепция Гегеля

    входит   в   противоречие   с   просветительской   (а  также  и  с

    марксистской) этикой, согласно которой потенциал добра принадлежит

    человеческой  "родовой  сущности",  а  зло  -  негативным сторонам

    межчеловеческих  отношений  (в  классическом   марксизме   -   к

    социально-классовым).

         С.Л. Франк после  МГУ  учился  в  Берлине  и  Гейдельберге  и,

    несомненно,  прекрасно знал теодицею Лейбница, равно как этические

    концепции  Канта-Гегеля.  На  него  повлияли  все  трое   немецких

    мыслителей:   от  Лейбница  -  богооправдание,  от  Канта  -  идея

    самоценности личности,  а от Гегеля -  тенденция  к  онтологизации

    зла.  Но,  будучи  русским  религиозным  мыслителем,  Франк все же

    отталкивается прежде всего от православной богословской традиции и

    философии   всеединства  Вл.Соловьева.  Больше  всего  внимания  к

    проблеме зла он уделяет в своих трудах "Непостижимое"  и  "С  нами

    Бог".  Н.О. Лосский,  давая  общую оценку концепции зла С.Л. Франка,

    отмечает  ее  эклектический  характер,   ибо   немецкая   традиция

    наложилась  на  православную  антропологию  и теодицею.[1] C одной

    стороны,  он не может не признать наличие зла в эмпирическом мире,

    а  с  другой  -  утверждает,  что в своей конечной основе мир есть

    преображенное бытие,  т.е.  Царство Божие.  С  одной  стороны,  он

    доказывает,  что Бог по ту сторону добра и зла, а с другой - вслед

    за Бёме и Шеллингом утверждает, что все в мире, в том числе и зло,

    пребывает в Боге.

         Иначе говоря, концепция Абсолюта  как  всеединства  неизбежно

    приводит к выводу, что и божество вносит  свою  долю  в порождение

    зла. В  русской  философии  такую  позицию  занимали  Вл.Соловьёв и

    Н. Бердяев.

         Преувеличение   единства   между   Богом  и  миром  порождает

    неразрешимую  антиномию:  невозможно изолировать  Бога от зла,  но

    и нельзя превращать его в источник зла,  ибо  Бог есть любовь.

         Концепция зла С.Л.Франка приводит, против воли ее творца, еще

    к  одному  нежелательному следствию,  а именно - к фаталистической

    оценке зла.  По мнению С.Л. Франка,  человек свободно  творит  лишь

    добро,  а  вот  зло  никогда  не совершается свободно,  а оно нас

    увлекает.  Оба следствия питаются одной причиной:  отождествлением

    Бога и мира,  т.е.  пантеизмом. Понимание абсолюта как всеединства

    неизбежно приводит к этому.  Он снял онтологическое различие между

    Творцом   и   Вселенной,   а  это  привело  к  обмирщению  Бога  и

    теистическому оправданию зла.  Разумеется,  сам Франк  С.Л.  таких

    выводов  не  делал,  он  был  искренним  сторонником  христианской

    философии,  но  исповедуемый  им  принцип  всеединства   направлял

    метафизику  в  сторону  от  ортодоксального христианства,  как это

    имело место и у Канта с Гегелем.

 

 

                            Литература.

    1. Кант И.  Лекции по этике. // Этическая   мысль. М., Политиздат,

       с.306.

    2. Там же, с.329-330.

    3. Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и

       письма. М., Наука, 1980, с.153.

    4. Гегель Г. Философия права. М., Мысль, 1990, с.184.

    5. Лосский Н.О. История русской философии. М., Высшая школа, 1991,

       с.339-372.

 

Философия ХХ века: С.Л. Франк.
Минск,1998

 

 

 

 

П А Р Т Н Ё Р Ы

  OZON.ru  

 

  Yakaboo
    Advego — общайся и зарабатывай деньги!
  $$$ для web-мастеров
  Библиотека ИХТИКА
   

2001-2010 © Yevgen Smotrytskyy. All rights are reserved.
 Сайт создан в марте 2010 г.
Последнее изменение сайта 25.03.2010 г.

Designed by lolamax

 

ВВЕРХ

 

 

Хостинг от uCoz