В. И. Шубин,
ФЛОРЕНСКИЙ И КАНТ
Нет нужды давать
общую характеристику этого удивительно талантливого сына земли
Русской. Это замечательно сделано Н.
Лосским и С.
Хоружим.
Известно, что философия Флоренского подвергалась резкой критике,
особенно Н.А.Бердяевым в статье “Хомяков и священник Флоренский”
и Г.Флоровским в его книге “Пути русского богословия”.
Официальная же церковь с недоверием и подозрительностью
отнеслась к его софиологическим изысканиям и не только потому,
что они имплицитно затрагивали концепцию тринитаризма,
но и вносили в теологические проблемы дух диалогичности,
противоречия, антиномизма. А последнее шло от Канта.
Влияние Канта на
Флоренского можно объяснить двумя причинами. Во-первых,
конец XIX - начало ХХ веков -
это период расцвета неокантианства. Так или иначе Кантом
“переболели” многие русские мыслители этого периода и “дух
эпохи” не мог не затронуть Флоренского. В интерпретации бытия
было модно прибегать к антиномиям, т.е. к выражению истины
посредством двух взаимопротивоположных суждений, а потом к
примирению их и к преодолению противоречия. Достаточно прочесть
в “Столпе” письмо шестое - “Противоречие”
, чтобы убедиться в том, что учение об антиномиях в нем изложено
не без влияния Канта. Во-вторых, по стилю мышления Флоренский
натуралист, органически сочетающий в себе склонность к физике,
механике, математике, а такой тип мышления в философии тяготеет
к кантовскому критицизму. Как у Канта разум запутывается в
антиномиях, так это нередко имеет место и у Флоренского в
теологических интерпретациях. Лосский Н.О., например, отмечает
как совершенно неудовлетворительное решение следующей антиномии.
Флоренский, с одной стороны, утверждает, что все будут спасены и
достигнут вечного блаженства, а с другой: некоторым суждены
вечные муки. Разрешается противоречие следующим образом.
Флоренский постулирует идею о том, что человеческая личность
состоит из двух “я”, которые могут отделиться друг от друга, а
по сему одно “я” обречено на вечные мучения, а другое - на
вечное блаженство. Стоит ли говорить и доказывать, что это мало
убедительно. Но симптоматично другое. Подобно тому как Кант
противопоставил теоретический и практический разум, так и
Флоренский разорвал живое единство личности, сделав
противоположными и самостоятельными в ней святость и греховность.
Влияние Канта сказывается и
в другом - в усиленном внимании к проблемам познания. Как и
многие его современники, Флоренский отдал дань времени, когда в
философии доминировала неокантианская гносеология. В “Столпе”
это проявляется в стремлении дать собственное решение таких
гносеологических проблем как природа истины, соотношение веры и
разума, норма деятельности рассудка, обоснование логической
теории антиномий и др. При этом Флоренский резко критикует Канта,
не замечая, однако, того, что в общей концепции разума повторяет
кантовский дуализм. В самом деле, автор “Столпа” радикально
противопоставляет верность разуму и верность Церкви, науку и
веру, сознание и чувство, логику и мистику, сердце и ум. Резкий
антиномизм, экстремистская картина человеческой тотальности,
полярная враждебность человеческих качеств - за всем этим пока
стоит молодой мыслитель и теолог, спорящий сам с собой, но
прошедший школу трансцендентального идеализма.
“Познание совершается
любовью” - таков эпиграф к замечательному труду Флоренского
“Столп и утверждение истины”. А что же истина? Вопреки глубокой
мысли, выраженной в эпиграфе, в самой книге постоянно проводится
идея: “истина есть антиномия”
, т.е. продукт самопротиворечивого рассудка. Флоренский
обращается к истории философии, толкуя ее как историю
антиномизма, зачисляя в число его сторонников всех крупнейших
мыслителей от Парменида до прагматистов.
В дальнейшем он откажется от
резкого антиномизма, но сохранит его как принцип своего
мировоззрения навсегда. Это неизбежно отразилось на его общей
концепции тринитарного Бога. Конечно, он не принял позицию Беме
и Шеллинга о темном начале в природе самого Бога, не согласился
с предположением Вл. Соловьева о возможности грехопадения Софии,
но тем не менее общий вектор антиномизма в восприятиии Бытия
вносит диссонанс в соотношение ипостасей Бога. Не случайно
богослов святоотеческого направления Георгий Флоровский замечал:
“Всего менее здесь можно угадать книгу христианского философа”
.
Кант признавал религию в
пределах только разума. Флоренский был священником, но до
принятия сана прошедшим школу новоевропейской философии с ее
рационализмом и скептицизмом. Не к тому ли времени относятся
следующие слова отца Павла? - “Каким холодным и далеким, каким
безбожным черствым кажется мне то время моей жизни, когда я
считал антиномии религии - разрешимыми, но еще не разрешенными,
когда я в своем гордом безумии утверждал логический монизм
религии”
. В конечном счете эти слова означают разрыв с Кантом, ибо
осознание того, что в истины религии надо верить, а не строить
религию в пределах только разума.
|