Е. Ю.
Смотрицкий, В. И. Шубин, С.П. Рудая
А.Л.ЧИЖЕВСКИЙ И ФИЛОСОФИЯ
РУССКОГО КОСМИЗМА
В связи с нарастанием кризисных
явлений в мировом человеческом сообществе все больше приковывает
внимание широко мыслящих ученых феномен Жизни. Человечество
стоит на пороге выработки нового миропонимания. К началу XX
века благодаря напряженной работе естественнонаучной и
философской мысли были сформулирована вопросы, от ответов на
которые зависит дальнейшее развитие человечества и жизнь на
планете Земля. Эти вопросы звучат просто: I) что такое жизнь?
2) где находятся пределы распространения жизни? 8) каково
взаимоотношение и взаимосвязь между живой и косной материей? 4)
каково место и роль человека в мире? Эти вопросы не новы. Но они
по-новому зазвучали на очередном витке человеческой мысли, на
фоне возросшего технического могущества человека, в связи с
осознанием бесперспективности прямолинейного наращивания
технической мощности, основанной на потребительском отношении к
природе. Мифологическое и религиозное мировоззрение дает ответы
на эти вопросы. Но они уже но могут удовлетворить нас. И все же
извлечь рациональное зерно из богатого человеческого опыта,
отраженного в мифах и религиях и дополнить его современными
достижениями человеческой мысли было бы разумно.
Важное место в системе
современного научного мировоззрения занимает учение о биосфере.
Масштабное развитие этого учения бесспорно принадлежит
В.И.Вернадскому. И в его тени, к сожалению, остается целая
плеяда великих мыслителей, наших соотечественников. Среди них –
А.Л.Чижевский. Являясь основателем космической биологии он
расширил представление об условиях существования жизни на Земле,
научно доказал наличие постоянно действующих связей биосферы с
космическими факторами, существенно расширил понятие "внешняя
среда", включив в него и космическое пространство.
Здесь не имеет смысла приводить
биографию ученого. Она хорошо изложена самим А.Л.Чижевским в
книге "Вся жизнь" (I). в добросовестной и обстоятельной
биографии, написанной его коллегой и единомышленником В.Н.
Ягодинским (2), а также в предисловиях к некоторым его книгам.
Но хотелось бы указать на многогранность таланта этого человека.
Это важно как для понимания психологии творчества, так и для
выяснения генетической связи взглядов мыслителя с традициями
философии русского космизма.
Правде всего А.Л.Чижевский -
ученый-естествоиспытатель. Его интересуют, как он сам пишет,
различные "влияния": Солнца на биосферу Земли, ионизированного
воздуха на животных и человека, состояния крови на жизненную
активность организма. И как ученый он был неутомимым и
изобретательным экспериментатором. Окончательные выводы делал
только на основании строгих фактов и статистической обработки
огромного исторического материала.
Но научные интересы ученого имеют
прочный философский фундамент. Пока мы не имеем возможности
ознакомиться с оригинальными философскими работами Чижевского,
но их анализ, данный В.Н. Ягодинским в научной биографии
мыслителя, позволяет поставить имя Чижевского в один ряд с Н.Ф.
Федоровым, К.Э. Циолковским, Н.А. Морозовым, В.И. Вернадским.
Свое философское кредо, по нашему мнению, Чижевский выразил в
следующих строчках: "В науках о природе идея о единстве и
связанности всех явлений в Мире и чувство мира как неделимого
целого никогда не достигали той ясности и глубины, какой они
мало-помалу достигают в наши дни" (8, с.50). И далее: "Живое
связано со всей окружающей природой миллионами невидимых,
неуловимых связей - оно связано с атомами природы всеми атомами
своего существа... Каждый атом живого резонирует на
соответствующие колебания атомов природы" (8, с.51). Такой
подход к миру определяет все его естественнонаучные искания.
Не менее глубок А.Л.Чижевский как
Поэт и Художник. Вся его натура очень поэтична и чувствительна.
Слабое здоровье и высокая психологическая чувствительность еще в
детстве послужили толчком к увлечению астрономией, звездным
небом, космосом. В его поэзии с большой полнотой отразилось его
мировоззрение и мироощущение.
Такая полнота охвата с
естественнонаучных, философских и художественных позиций давала
мыслителю возможность целостного восприятия мира.
Длительная дружба связывала двух
великих русских людей – К. Э.Циолковского и А.Л.Чижевского. И
она не могла не повлиять на взгляды молодого А.Л.Чижевского. Но
здесь важно другое: взаимопонимание. Они принадлежали к разным
поколениям людей, но одному поколению мыслителей - философии
русского космизма. Последний сейчас стал объектом пристального
внимания исследователей (4;5).
В трудах его основных
представителей (В.Ф.Одоевский, В.И.Вернадский, К. Э.
Циолковский, И.А.Морозов, Н.Ф.Федоров и др.), впервые стала
обосновываться необходимость объединения людей не на
социально-политической или иной основе, а обращаясь к идеям
экологического порядка, ибо к природе человечество относится
как единое целое, независимо от классовых или религиозных
отличий. Вычленение глобально-экологической проблемы неизбежно
должно было привести к обоснованию учения о ноосфере и
формированию антропокосмического мировоззрения. Ведущая роль в
этом, безусловно, принадлежит выдающемуся мыслителю
В.И.Вернадскому. Природа в системе этого мировоззрения не
объект, который должно обрабатывать техникой, а мир, в котором
мы живем, и противопоставление в этом мире искусственного,
техногенного - естественному чревато глобальными катастрофами.
Выход, по мнению В.И. Вернадского, один: направить научную и
техническую мысль в русло формирования ноосферы, т.е. сферы
обитания "человека разумного", способного гармонизировать свои
материальные и духовные потребности и сохранить равновесие в
природе (6).
В.И.Ленин в "Философских
тетрадях" подчеркивал, что "сознание человека не только отражает
мир, но и творит его" (7, с.194). Но, оказывается, сознание
может и разрушать мир, если оно не пронизано гуманистическими
принципами, не диалектично, подчинено решению только
утилитарных задач. Ныне остро поставлен вопрос о выработке
нового мышления, открылась возможность для решения коренных
вопросов общественного прогресса и кардинальных изменений во
всех сферах социума. Разум и нравственность, честь и совесть
начали отвоевывать позицию за позицией, выступая мощным рычагом
революционных перемен. В этих условиях преодоление стереотипов
сциентистской культуры, технократических подходов являются
важным условием перестройки духовной сферы социалистического
общества. Но надо понять, что для этого должны быть использованы
все альтернативы и прежде всего нужно ассимилировать все
культурные достижения человечества, как это советовали наши
классики: переосмыслить все духовные искания прошлого и
современности, какие бы ярлыки на них не были повешены в прошлые
годы.
В полной мере духовное богатство
философии русского космизма еще не осознано. И это понятно. Его
представители только нащупали,
сделали первый шаг
в направлении постановки и решения технических и этических
проблем, связанных с противоречием бытия человека и
человечества, таких, как смертность, экспансия жизни и
ограниченность природных ресурсов, а также неудовлетворенность
антропоцентристским мировоззрением, для которого парадоксальным
образом космос оказался "пустым", в нем не нашлось места жизни и
человеку. Различные представители русского космизма пользовались
различной терминологией, разным языком, что и сейчас затрудняет
адекватное усвоение их идей. По-разному расставлены акценты в их
наследии. Но главный итог их исканий, на наш взгляд, заключается
в следующем:
I) осознание жизни как
космического явления, требование целостного восприятия мира;
2) осмысление космической роли
жизни и мысли;
З) обосновали необходимость
регуляции природы с целью космической перспективы развития
человечества.
Таким образом, жизнь осознавалась
как космическое явление, и в то же время выдвигалась
практическая программа сохранения и развития именно Земной
жизни, человека и человечества. Складывается
активно-эволюционная мысль, по выражению С.Семеновой (8). С
одной стороны |жизнь - порождение космоса, "но возникает и
обратная зависимость: |человек, - пишет С.Семенова, - становится
одним из мощных факторов, действующим сознательно" (8, с.199).
Вот тут-то и возникает с новой силой вся гамма философских
вопросов: в чем смысл жизни, истории, :космоса?
какова природа человека? каковы регулятивы человеческого
поведения, позволяющие ему выполнить свое предназначение, не
нарушить экологический, в широком смысле, порядок и сохранить
таким образом себя, человечество и космическую гармонию, и в то
же время позволяющие ощущать полноту и радость жизни.
Философия русского космизма
создала духовную атмосферу, идейный фундамент для
естественнонаучной разработки учения о биосфере. Вернадский и
Чижевский явились крупнейшими представителями естествознания,
которые подхватили идеи и продолжили научную разработку учения о
биосфере в их русле. Но в их подходах есть принципиальная
разница. Вернадский шел к пониманию космической роли жизни от
цикла геологических наук, Чижевский пришел к выводу о том, что
"наружный лик Земли, и жизнь, наполняющая его, являются
результатом творческого воздействия космических сил" (З, с.26),
изучая влияние солнечной активности на органическую жизнь Земли.
Но А.Л.Чуковский еще и с другой
стороны подошел к осознанию жизни как космического явления. В
исследованиях по аэроионификации он пришел к выводу, что для
поддержания жизни необходим не просто кислород, а определенным
образом ионизированный кислород, с вполне определенным
соотношением положительных и отрицательных ионов. Отклонение от
нормы сразу сказывается на живом организме. Причем он установил,
что положительные аэроионы отрицательно сказываются на
жизнедеятельности, а отрицательные - положительно, что
позволило ему предложить эффективный метод лечения некоторых
заболеваний и дать полезные рекомендации для сельского
хозяйства. Но речь о другом. Дело в том, что необходимое для
поддержания жизни состояние кислорода зависит как от внешних
условий, так и от природы самих атомов. Как пишет П.К. Коржуев,
"есть нечто величественное в том, что одно лишь свойство этого
жизненно активного элемента, каким является кислород,
определило сложнейший характер эволюции организмов на нашей
планете" ( 9, с. 22-28).
И еще одна гипотеза
А.Л.Чижевского заслуживает пристального внимания. Осмысливая
большой экспериментальный материал по влиянию Солнца на живые
организмы, он пришел к допущению о существовании
Z-излучения,
испускаемого Солнцем и ответственного за усиление функциональной
активности биосферы. Фактов, подтверждающих эту гипотезу,
много, но трудность состоит в том, что это биоактивное
Z-излучение неопределимо пока обычными физическими методами, а
обнаруживается лишь в некоторых химических реакциях, прежде
всего в клетках живых организмов, и поэтому его природа остается
пока не раскрытой. К подобной рабочей гипотезе вынуждены были
прибегнуть еще несколько естествоиспытателей: немецкий
микробиолог Г. Бортельс, японские ученые Х. Морияма и М. Таката,
итальянский химик Д. Пиккарди.
С точки зрения исторической
правды интересен еще один вопрос. Два великих мыслителя и
естествоиспытателя - В.И.Вернадский и А.Л. Чижевский - были
современниками. Оба имели мировую известность и работали над
одними и теми же вопросами. Но если Чижевский в своих работах
ссылается на труды Вернадского, то у Вернадского ссылок на
Чижевского обнаружить пока не удалось, что трудно объяснить,
зная научную добросовестность и корректность В.И.Вернадского.
Этот вопрос могут решить архивные исследования. Хотя известно,
что Вернадский знал о проблемах, над которыми работал Чижевский.
В одной из своих книг Чижевский рассказывает о визите к
Вернадскому томского врача П.М. Нагорского (10, с.75), который
занимался сходными проблемами и даже по близким методикам, что
и сам Чижевский. Вернадский выразил полное одобрение его
исследованиями и пожелание продолжать "эту очень важную работу".
Таким образом, высказанное Н.В.
Ягодинским положение о взаимосвязи идей Чижевского и
Вернадского кажется нам вполне обоснованным, а с мнением Р.К.
Баландина о том, что исследования Чижевского и Вернадского
нельзя объединять, ибо они не соприкасались, мы позволим себе не
согласиться (11).
Современное естествознание
подтверждает выводы двух великих ученых и мыслителей о жизни
как закономерном космическом феномене. Самый яркий аргумент в
пользу этого - разработка антропного принципа, удивительная
гармоничность мировых констант (12).
Развитием идей как Вернадского,
так и Чижевского является предлагаемый В.А. Фроловым
системно-кибернетичеокий подход в понимании биосферы, который
заключается в представлении космоса и биосферы "в виде двух
аналогичных по структурно-функциональным особенностям, тесно
увязанных и активно взаимодействующих иерархических цепей
-космической (КИЦ) и биосферной (БИЦ), образованных по принципу
"целое нормирует параметры частей" (т.е. отрицается
редукционизм, сведение целого к части). Можно предположить
существование единого спектра пространственно-временной
космобиоритмики, объединяющего обе цепи в единый колебательный
ансамбль с едиными основами синхронизации и когерентности,
исходящими из первичных звеньев КИЦ, а также содержащемся в
этом спектре единый космический код (ЕКК), который несет в себе
информационные программы основных моментов
пространственно-временной организованности, универсального пути
синтеза звеньев по линии от КИЦ к БИЦ" (13, с.33). "Развитие
биосферы - Великий Процесс, развивающийся в пространстве-времени
системы Земли. И этот процесс есть ПВ (пространственно-временное
- авт.) отражение еще более Величественного Процесса,
разворачивающегося в масштабах Вселенной, отражение эволюции
Вселенной" (13, с.33). Но поскольку биосфера в лице
человечества способна сознательно оказывать обратное влияние в
огромных масштабах на саму себя, а в перспективе и на космос, то
человечеству необходим экологический императив, который бы
предостерегал от внесения чрезмерных или даже необратимых
искажений в Миропорядок. Необходимо созидание ноосферы (у
Чижевского – психосферы). А для этого нужны новые этические
регулятивы и новые естественнонаучные подходы, исходящие из
целостного описания Мира, противоположного редукционизму. Как
раз системно-кибернетический подход и "позволяет с единых
позиций рассмотреть проблемы охраны биосферы и космоса от
загрязнений на вещественном и полевом уровнях" (13, с.34). Но
системно-кибернетический подход в свою очередь тоже нуждается в
выработке категориального аппарата и знании реальных параметров
описываемых систем, плюс знание соотношений этих параметров
между собой на различных иерархических уровнях. Большую пользу
здесь может оказать исследование этнографического материала и
фольклора, в которых отражен богатый исторический опыт
человечества по регламентации жизни человека и общества:
организация ритмики жизни, различные системы
природопользования, сложная регуляция брачных отношений. Ведь
обычаи, лишенные смысла не могли ни возникнуть, ни тем более
сохраниться, а значит в них нашли отражение какие-то объективные
причины, которые не всегда легко понять с первого взгляда.
Собственно, если исходить из целостного подхода к миру, то
принципиальной разницы между гуманитарным и естественнонаучным
знанием не существует. Чижевский, будучи по образованию
археологом и историком, а потом уже биофизиком, прекрасно
доказал это своим творчеством.
Вклад Вернадского в развитие
учения о биосфере общепризнан. Его труды издаются. Но этого
мало. Необходимо более пристальное внимание к наследию
Чижевского, требуется комментированное издание его трудов. Кроме
того, ждут введения в научный оборот многие работы русских
авторов (Н.Я. Перна, В.Я. Данилевский, Д. Кайгородов, М.А.
Боголепов, Н.А. Скаловский, В.Б. Шостакович) если не
переизданием научных трудов, то хотябы критическим анализом их в
специальной монографии. Это должно ускорить выработку нового
мировоззрения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чижевский А.Л. Вся жизнь. -
М.: 1974. - 208 с. \
2. Ягодинский В.Н. Александр
Леонидович Чижевский. 1897-1964. –
М.: 1987. - 304 с.
3. Чижевский А.Л. Земное эхо
солнечных бурь. - М.: 1976. - 367 с.
4. Моисеев Н.Н. Алгоритмы
развития. - М.: 1987. – 357 с.
5. Гиренок Ф.И. Экология.
Цивилизация. Ноосфера. - М.: 1987.
6. Вернадский В.И. Философские
мысли натуралиста. - М.: 1988.
7. Ленин В.И. Философские
тетради// Полн. собр. соч. - М.: 1968. - Т. 29. - 784 с.
8. Семёнова С. Семья идей //
Знамя, 1988, № 8, с. 186-201.
9. Коржуев П.К. Идеи
А.Л.Чижевского и проблемы эволюции // Солнце, электричество,
эйизнь. - М.: 1969. - 104с.
10. Чижевский А.Л., Шишина Ю.Г. В
ритме солнца. - М.: 1969.- 112 с.
11. Баландин Р.К. Путь исканий //
Природа, 1988, № 2, с.28-28.
12.Новиков И.Д., Полнарев А.Г.,
Розенталь И.Л. Численные значения фундаментальных постоянных и
антропный принцип // Проблема поиска жизни во Вселенной. - М.:
1986. - С. 36-40.
13. Фролов В.А. Взаимодействие
космоса и биосферы в свете учения В.И.Вернадского // Бюллетень
комиссии по разработке научного наследия академика
В.И.Вернадского, 1988, №4.
Русский
космизм. М.,1990
|