Е. Ю.
Смотрицкий, В. И. Шубин,
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В
ТРУДАХ В. И. ВЕРНАДСКОГО
Поразительная широта взглядов, гуманистическая позиция в научных
исследованиях, смелые прогнозы относительно будущего развития
человечества, философский анализ противоречий цивилизации и
пророческие предупреждения о необходимости их разумного и
своевременного разрешения сделали творческое наследие В. И.
Вернадского объектом пристального внимания всей мировой
общественности, а самого творца поставили в ряд выдающихся
представителей всемирной научно-философской мысли. Н. Н. Моисеев
выделяет в истории естественнонаучной мысли после эпохи
Возрождения три фундаментальных рубежа, каждый из которых
являлся качественным скачком в развитии цивилизации. Первой
ступенью полагается создание в ХVII-ХVIII
вв. физики И. Ньютона, что привело к переходу от средневекового
мышления к собственно науке. XIX в. ознаменован открытием Ч.
Дарвина, революционизирующее влияние которого на мышление было
не менее значимым, чем ньютоновской физики. Достижения
естествознания XX в., по мнению Н. Н. Моисеева, «олицетворяет»
учение В. И. Вернадского о ноосфере.
В самом деле, к концу XIX в. человечество уже было готово
познать единство живой и неживой материи, понять, что та и
другая являются частями единого целого. Но в это целое еще не
укладывался человек. Он до сих пор оставался только зрителем, а
не участником единого мирового процесса развития. В. И.
Вернадский один из первых концептуально осмыслил место человека
в единой системе развития материи, создав тем самым предпосылки
синтеза неорганической природы, жизни и человека.
«XX столетие, — пишет Н. Н. Моисеев, — мне кажется уместно
связать с именем В. И. Вернадского, ибо в этом столетии также
произошла смена представлений, разрушившая некоторые
традиционные границы между естественными и общественными
науками. И в основе этой революционной смены лежит учение
Вернадского о ноосфере, о возможности постепенного перехода
биосферы в качественно новое состояние» 1.
С данной оценкой можно согласиться. Однако следует подчеркнуть,
что традиция рассматривать человеческую субъективность в плане
вещной онтологии была преодолена уже И. Кантом. Повернув
философию от онтологии к антропологии, он сумел избежать
абсолютизации научного знания и на первое место поставил
человеческую личность. «Сферу философии, — писал И. Кант, –
составляют следующие вопросы: Что я могу знать? Что я должен
делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? На первый
вопрос отвечает метафизика, на второй—мораль, на третий— религия
и на четвертый— антропология. Но в сущности все это можно было
бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса сводятся к
четвертому»2.
И. Кант был не только крупнейшим философом, но и известным
естествоиспытателем своего времени. Предложенная им научная
программа представляла собой попытку примирить научные идеи И.
Ньютона и Г. Лейбница. И. Кант осознал необходимость включения
человеческого фактора в систему знаний, и данный подход,
воплощенный им в трудах «критического» периода, означал
настоящую революцию в мышлении.
Будучи ученым-энциклопедистом, В. И. Вернадский занимался
исследованием научных проблем, лежащих на стыке минералогии,
геологии, химии, биологии и геохимии. В конце XIX в. он заложил
основы нового направления в естествознании—биогеохимии. Среди
проблем, разрабатывавшихся в рамках данного направления,
определенное место занимали проблемы техники, техногенеза,
растущих антропогенных нагрузок на биосферу. Правда, понятие «техногенеза»
ввел в 1934 г. А. Е. Ферсман, но имплицитно оно содержалось и в
трудах В. И. Вернадского.
В последнее время появились работы, посвященные анализу
обширного наследия В. И. Вернадского, однако ряд проблем,
которые разрабатывались мыслителем, требуют дальнейшего
изучения, в том числе и вопросы техногенной деятельности
человека.
Многие труды В. И. Вернадского посвящены историй человеческой
мысли, истории человеческих исканий. «Научное изучение прошлого,
в том числе и научной мысли, — замечал он, — всегда приводит к
введению, в человеческое сознание нового. Но в моменты перелома
научного сознания человечества так, и только так, открываемое
новое может явиться огромной духовной ценностью в жизни
человека»3. В работе «Очерки по истории современного
научного мировоззрения» В. И. Вернадский внимательно
прослеживает революционизирующее влияние таких технических
изобретений, как компас, печатный станок, астролябия на
развитие науки и практики. Дальнейшие исследования в этой
области убедили его в том, что осмысление истории науки и
техники невозможно без философии. История техники и
естествознания, считал В. И. Вернадский, как специальная
область науки, предъявляет специфические требования к кадрам,
занятым на этом участке. Они, кроме знаний в области своей
узкой специальности, должны иметь широкую научную подготовку в
области экономики, истории, философии.
На заре нынешнего столетия В. И. Вернадский отмечал
всевозрастающее воздействие человека на биосферу: «С человеком
несомненно, появилась новая огромная геологическая сила на
поверхности нашей планеты»4. Данный вывод, сделанный
в «Очерках геохимии», В. И. Вернадский развивает в работе
«Живое вещество», подчеркивая, что техногенная деятельность,
создающая современную цивилизацию, становится важнейшим фактором
жизнедеятельности человечества5.
Еще в 20-е годы В. И. Вернадский предугадал создание человеком
колоссальной разрушительной силы. И все же: мыслитель
разрабатывает гуманистическую концепцию техники и технического
прогресса, которая логически вытекает из его учения о ноосфере
и заряжает духом здорового оптимизма. Долгие поиски привели
ученого к мысли о необходимости перехода человечества к «психозойской
эре», к «эре разума», к «ноосфере» во имя его выживания и
сохранения природной среды. С горечью писал он, что, «захватывая
техникой... все новые и новые формы энергии и переустраивая их
своим, разумом и трудом для текущих целей своей жизни, не
задумываясь о последствиях»6, человек угрожает своему
собственному существованию. Эта мысль созвучна утверждению К.
Маркса о том, что если культура развивается стихийно, а не
направляется сознательно, она оставляет после себя пустыню.
Учение В. И. Вернадского о ноосфере содержит не только
постановку глобальных научно-практических проблем и
мировоззренческих вопросов, но и убежденность в способности
человечества разумно решить их, гармонизировать взаимодействие
с природой. «Человечество, взятое в целом, становится мощной
геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом,
становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного
мыслящего человечества как единого целого»7.
Осознание необходимости подчинения научно-технического прогресса
гуманистическим целям — характерная черта мировоззрения В. И.
Вернадского. Однако понимание ценности техники и технического
прогресса не должно оборачиваться технократизмом. В. И.
Вернадский неоднократно предупреждал об опасности
сциентистского, технократического мышления. Противоядием против
него он считал искусство и философию, рассматривая их как
общекультурные ценности. Поэты и философы, писал он в «Очерках
геохимии», дают нам ответы, которые человеку науки часто не
кажутся невероятными и невозможными. Сам ученый хорошо знал
искусство и философию своего времени, очень любил творчество Л.
Н. Толстого, с которым был лично знаком, с упоением читал Марка
Аврелия, высоко ценил произведения Николая Кузанского. «Сила
философии, — замечал В. И. Вернадский в своем дневнике, — в
критике основных воззрений, которые нередко, людьми науки
принимаются без проверки... Философия всегда заключает зародыши,
иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки,
и только благодаря одновременной работе человеческого ума в
этой области получается правильная критика неизбежно
схематических построений науки. В истории развития научной мысли
можно ясно и точно проследить такое значение философии, как
корней и жизненной атмосферы научного мышления...8.
Показательным в данном плане является отношение В. И.
Вернадского к И. В. Гете и И. Канту. В работе «Мысли и
замечания о Гете как натуралисте» он достаточно подробно
проанализировал, в каких именно представлениях Гете опередил
свое время. В. И. Вернадский считает, что такое опережение стало
возможным благодаря синтетическому постижению природы, в
котором сливались художнический, философский, теоретический и
экспериментальный подходы к миру. К универсуму Гете подошел
диалектически, с ощущением целостности бытия.
Разрабатывая свое учение, В. И. Вернадский неоднократно
обращался к наследию И. Канта и даже посвятил ему специальную
работу «Кант и естествознание», где писал: «Дело будущего
развития науки — подойти к таким задачам и к таким научным
вопросам, которые заставят философскую мысль искать новых путей,
как искал и нашел их Кант»9. Пророческие слова.
Создав фундаментальные работы по геохимии и биогеохимии, В. И.
Вернадский вышел на рубежи мировоззренческих поисков, которые
привели его к философии космизма, к созданию учения о ноосфере.
Еще И. Кант в работах «критического периода» пытался
рассматривать науку в единстве с социально-культурной
проблематикой, дополнить ее антропологией, что было одним из
путей преодоления отождествления науки с «природознанием»,
открывающим перспективы создания единой науки о Человеке. Идею
создания такой науки мы находив и в работах К. Маркса, близка
она и гуманистическим исканиям В. И. Вернадского. Переключившись
с чисто естественнонаучных проблем на обоснование учения о
ноосфере, он пришел к выводу о том, что «биохимия должна
глубочайшим образом соприкасаться с науками не только о жизни,
но и о человеке, с науками гуманитарными» 10.
Ход современной научно-технической революции как никогда остро
поставил проблему соотношения знания и гуманистических
ценностей. Тенденция к расширению техносферы продолжает
усиливаться. В этих условиях необычайно актуальными становятся
идеи В. И. Вернадского о подчиненности науки и техники
нравственным идеалам.
Ноосфера, по В. И. Вернадскому, несовместима с антропогенноЙ
деградацией. Она предполагает разумное отношение к природе или,
выражаясь современным языком, экологизацию науки, техники и
производства, развитие самого человека, отказ от войн и мирное
объединение человечества для решения встающих перед ним задач.
«Человек, — писал В. И. Вернадский, — впервые реально понял,
что он житель планеты и может – должен — мыслить и действовать в
новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или
ряда государств или их союза, но и в планетном аспекте»11.
Речь идет, по существу, о новом мышлении, которое не так давно
получило систематическое обоснование в книге М. С. Горбачева
«Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего
мира».
В настоящее время многие исследователи считают что наиболее
общим и фундаментальным процессом современного интеграционного
развития научного познания является гуманизация науки. «...Все
ощутимее становится процесс гуманизации науки, охвативший и
сферу техникознания. Технические науки, будучи в своем
становлении и развитии социально детерминированными, выявляя в
силу своей целевой ориентации практическую ценность и
эффективность научных исследований, все больше включая в свое
содержание социально-гуманитарное знание, тем самым как бы
«через себя» осуществляют гуманизацию науки» 12.
Культура не может развиваться в односторонней ориентации на
науку и свойственный ей способ мышления. Гуманитаризация знания
и есть не что иное, как возвращение к утерянной целостности и
неделимости мира, понимание антропоцентричности познавательного
процесса. «Удивительно не то,— отмечает Е. В. Завадская, — что
за последние годы в науке резко выдвинулась проблема равновесия
человека и биосферы, проблема сохранения природы; странно,
скорее, то, как поздно это произошло» 13.
Уже в рамках философии русского космизма в конце XIX— начале XX
в. были достаточно четко сформулированы многие аспекты
экологической проблемы. В трудах же В. И. Вернадского идея
гармонического взаимодействия человека и природы, мысль о
подчиненности научно-технической деятельности решению
социальных задач воплотилась в целостную концепцию ноосферы,
которая является гуманистической альтернативой технологическому
пессимизму и технократическому мышлению. Ситуация, при которой
целые пласты культурного наследия, по существу, были выключены
из процесса воспитания поколений, сузила мыслительное поле
эпохи, всячески провоцировала прямолинейный активизм и
благоприятствовала утверждению в массовом сознании стереотипов
технократического мышления. Для преодоления этой тенденции
необходимо обладать всем культурным богатством, накопленным
человечеством, — иного пути в борьбе с этим «духовным вирусом»,
видимо, нет. Так нам завещал В. И. Ленин. Изучение
научно-философского наследия В. И. Вернадского во всей полноте,
раскрытие его гуманистического потенциала и значимости для
нашего времени является поэтому важным средством формирования
такого духовного климата, который исключал бы шаблонное
мышление, экологическое невежество, технократический подход к
решению глобальных проблем современности.
ЛИТЕРАТУРА
1 Моисеев Н. Н. В. И. Вернадский и естественнонаучная
традиция // Коммунист. 1988. № 2. С. 73.
2 Кант Я. Трактаты. М., 1980. С. 332.
3 Вернадский В. И. Мысли о современном значении
истории знаний//Избр. труды по истории науки. М, 1981. С. 242.
4 Его же. Очерки геохимии. М., 1983. С. 258.
5 Его же. Живое вещество. М., 1978. С. 136.
6 Его же. Химическое строение биосферы Земли и ее
окружения. М, 1965. С. 279.
7 Там же. С. 328.
8 Страницы автобиографии В И. Вернадского. М., 1981.
С. 137, 193.
9 Вернадский В, И. Из истории идей// Избр. труды по
истории науки. С. 214.
10 Его же. Научная мысль как планетное
явление//Размышления натуралиста: В 2 кн. М., 1975. Кн. 2. С.
91.
11 Там же С. 24.
12 Урсул А. Д., Семенюк Э. П., Мельник В. П.
Технические науки и интегратввные вроцессы. Кишинев, 1987. С.73.
13Завадская Е. В. Ци Байши. М., 1981. С. 7.
Философские
проблемы современного естествознания.
Вып 71. Киев,1989.
|