ГЛАВНАЯ
 
Вехи жизни
и творчества
Автобиография
Публикации
Сотрудничество
Ученики
 
Гостевая книга

 

 

 

 

 

Василий Иванович Шубин


Философ     Литературный критик   Учитель

 

ПУБЛИКАЦИИ В.И. ШУБИНА


 

Е. Ю. Смотрицкий, В. И. Шубин,

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ТРУДАХ В. И. ВЕРНАДСКОГО

 

Поразительная широта взглядов, гуманистическая позиция в научных исследованиях, смелые прогнозы относительно будущего развития человечества, философский анализ противоречий циви­лизации и пророческие предупреждения о необходимости их ра­зумного и своевременного разрешения сделали творческое насле­дие В. И. Вернадского объектом пристального внимания всей мировой общественности, а самого творца поставили в ряд вы­дающихся представителей всемирной научно-философской мысли. Н. Н. Моисеев выделяет в истории естественнонаучной мысли пос­ле эпохи Возрождения три фундаментальных рубежа, каждый из которых являлся качественным скачком в развитии цивилизации. Первой ступенью полагается создание в ХVIIVIII вв. физики И. Ньютона, что привело к переходу от средневекового мышления к собственно науке. XIX в. ознаменован открытием Ч. Дарвина, революционизирующее влияние которого на мышление было не менее значимым, чем ньютоновской физики. Достижения естество­знания XX в., по мнению Н. Н. Моисеева, «олицетворяет» учение В. И. Вернадского о ноосфере.

В самом деле, к концу XIX в. человечество уже было готово познать единство живой и неживой материи, понять, что та и другая являются частями единого целого. Но в это целое еще не укладывался человек. Он до сих пор оставался только зрителем, а не участником единого мирового процесса развития. В. И. Вер­надский один из первых концептуально осмыслил место человека в единой системе развития материи, создав тем самым предпо­сылки синтеза неорганической природы, жизни и человека.

«XX столетие, — пишет Н. Н. Моисеев, — мне кажется уместно связать с именем В. И. Вернадского, ибо в этом столетии также произошла смена представлений, разрушившая некоторые тради­ционные границы между естественными и общественными наука­ми. И в основе этой революционной смены лежит учение Вернад­ского о ноосфере, о возможности постепенного перехода биосфе­ры в качественно новое состояние» 1.

С данной оценкой можно согласиться. Однако следует подчерк­нуть, что традиция рассматривать человеческую субъективность в плане вещной онтологии была преодолена уже И. Кантом. По­вернув философию от онтологии к антропологии, он сумел избежать абсолютизации научного знания и на первое место поставил человеческую личность. «Сферу философии, —  писал И. Кант,  – составляют следующие вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? На первый вопрос отвечает метафизика, на второй—мораль, на третий— религия и на четвертый— антропология. Но в сущности все это можно было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса сводятся к четвертому»2.

И. Кант был не только крупнейшим философом, но и известным естествоиспытателем своего времени. Предложенная им на­учная программа представляла собой попытку примирить научные идеи И. Ньютона и Г. Лейбница. И. Кант осознал необходимость включения человеческого фактора в систему знаний, и данный подход, воплощенный им в трудах «критического» периода, озна­чал настоящую революцию в мышлении.

Будучи ученым-энциклопедистом, В. И. Вернадский занимался исследованием научных проблем, лежащих на стыке минерало­гии, геологии, химии, биологии и геохимии. В конце XIX в. он заложил основы нового направления в естествознании—биогеохи­мии. Среди проблем, разрабатывавшихся в рамках данного на­правления, определенное место занимали проблемы техники, техногенеза, растущих антропогенных нагрузок на биосферу. Правда, понятие «техногенеза» ввел в 1934 г. А. Е. Ферсман, но имплицит­но оно содержалось и в трудах В. И. Вернадского.

В последнее время появились работы, посвященные анализу обширного наследия В. И. Вернадского, однако ряд проблем, ко­торые разрабатывались мыслителем, требуют дальнейшего изуче­ния, в том числе и вопросы техногенной деятельности человека.

Многие труды В. И. Вернадского посвящены историй челове­ческой мысли, истории человеческих исканий. «Научное изучение прошлого, в том числе и научной мысли, — замечал он, — всегда приводит к введению, в человеческое сознание нового. Но в мо­менты перелома научного сознания человечества так, и только так, открываемое новое может явиться огромной духовной цен­ностью в жизни человека»3. В работе «Очерки по истории совре­менного научного мировоззрения» В. И. Вернадский внимательно прослеживает революционизирующее влияние таких технических изобретений, как компас, печатный станок, астролябия на разви­тие науки и практики. Дальнейшие исследования в этой области убедили его в том, что осмысление истории науки и техники не­возможно без философии. История техники и естествознания, счи­тал В. И. Вернадский, как специальная область науки, предъяв­ляет специфические требования к кадрам, занятым на этом участ­ке. Они, кроме знаний в области своей узкой специальности, должны иметь широкую научную подготовку в области экономи­ки, истории, философии.

На заре нынешнего столетия В. И. Вернадский отмечал все­возрастающее воздействие человека на биосферу: «С человеком несомненно, появилась новая огромная геологическая сила на поверхности нашей планеты»4. Данный вывод, сделанный в «Очер­ках геохимии», В. И. Вернадский развивает в работе «Живое вещество», подчеркивая, что техногенная деятельность, создающая современную цивилизацию, становится важнейшим фактором жизнедеятельности человечества5.

Еще в 20-е годы В. И. Вернадский предугадал создание человеком колоссальной разрушительной силы. И все же: мыслитель разрабатывает гуманистическую концепцию техники и техническо­го прогресса, которая логически вытекает из его учения о ноосфе­ре и заряжает духом здорового оптимизма. Долгие поиски приве­ли ученого к мысли о необходимости перехода человечества к «психозойской эре», к «эре разума», к «ноосфере» во имя его выживания и сохранения природной среды. С горечью писал он, что, «захватывая техникой... все новые и новые формы энергии и переустраивая их своим, разумом и трудом для текущих целей своей жизни, не задумываясь о последствиях»6, человек угрожает своему собственному существованию. Эта мысль созвучна утверж­дению К. Маркса о том, что если культура развивается стихий­но, а не направляется сознательно, она оставляет после себя пу­стыню.

Учение В. И. Вернадского о ноосфере содержит не только по­становку глобальных научно-практических проблем и мировоз­зренческих вопросов, но и убежденность в способности человече­ства разумно решить их, гармонизировать взаимодействие с при­родой. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геоло­гической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, стано­вится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого»7.

Осознание необходимости подчинения научно-технического прогресса гуманистическим целям — характерная черта мировоззрения В. И. Вернадского. Однако понимание ценности техники и технического прогресса не должно оборачиваться технократизмом. В. И. Вернадский неоднократно предупреждал об опасности сциентистского, технократического мышления. Противоядием против него он считал искусство и философию, рассматривая их как об­щекультурные ценности. Поэты и философы, писал он в «Очерках геохимии», дают нам ответы, которые человеку науки часто не кажутся невероятными и невозможными. Сам ученый хорошо знал искусство и философию своего времени, очень любил  творчество Л. Н. Толстого, с которым был лично знаком, с упоением читал Марка Аврелия, высоко ценил произведения Николая Кузанского. «Сила философии, — замечал В. И. Вернадский в своем днев­нике, — в критике основных воззрений, которые нередко, людьми науки принимаются без проверки... Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работе чело­веческого ума в этой области получается правильная критика не­избежно схематических построений науки. В истории развития научной мысли можно ясно и точно проследить такое значение фи­лософии, как корней и жизненной атмосферы научного мышле­ния...8.

Показательным в данном плане является отношение В. И. Вер­надского к И. В. Гете и И. Канту. В работе «Мысли и замечания о Гете как натуралисте» он достаточно подробно проанализировал, в каких именно представлениях Гете опередил свое время. В. И. Вернадский считает, что такое опережение стало возмож­ным благодаря синтетическому постижению природы, в котором сливались художнический, философский, теоретический и экспе­риментальный подходы к миру. К универсуму Гете подошел диа­лектически, с ощущением целостности бытия.

Разрабатывая свое учение, В. И. Вернадский неоднократно обращался к наследию И. Канта и даже посвятил ему специаль­ную работу «Кант и естествознание», где писал: «Дело будущего развития науки — подойти к таким задачам и к таким научным вопросам, которые заставят философскую мысль искать новых путей, как искал и нашел их Кант»9. Пророческие слова. Создав фундаментальные работы по геохимии и биогеохимии, В. И. Вер­надский вышел на рубежи мировоззренческих поисков, которые привели его к философии космизма, к созданию учения о ноо­сфере.

Еще И. Кант в работах «критического периода» пытался рас­сматривать науку в единстве с социально-культурной проблема­тикой, дополнить ее антропологией, что было одним из путей пре­одоления отождествления науки с «природознанием», открываю­щим перспективы создания единой науки о Человеке. Идею созда­ния такой науки мы находив и в работах К. Маркса, близка она и гуманистическим исканиям В. И. Вернадского. Переключившись с чисто естественнонаучных проблем на обоснование учения о ноо­сфере, он пришел к выводу о том, что «биохимия должна глубочайшим образом соприкасаться с науками не только о жизни, но и о человеке, с науками гуманитарными» 10.

Ход современной научно-технической революции как никогда остро поставил проблему соотношения знания и гуманистических ценностей. Тенденция к расширению техносферы продолжает уси­ливаться. В этих условиях необычайно актуальными становятся идеи В. И. Вернадского о подчиненности науки и техники нравст­венным идеалам.

Ноосфера, по В. И. Вернадскому, несовместима с антропогенноЙ деградацией. Она предполагает разумное отношение к приро­де или, выражаясь современным языком, экологизацию науки, техники и производства, развитие самого человека, отказ от войн и мирное объединение человечества для решения встающих перед ним задач. «Человек, —  писал В. И. Вернадский, — впервые реаль­но понял, что он житель планеты и может – должен — мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или ряда государств или их союза, но и в пла­нетном аспекте»11. Речь идет, по существу, о новом мышлении, которое не так давно получило систематическое обоснова­ние в книге М. С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».

В настоящее время многие исследователи считают что наи­более общим и фундаментальным процессом современного инте­грационного развития научного познания является гуманизация науки. «...Все ощутимее становится процесс гуманизации науки, охвативший и сферу техникознания. Технические науки, будучи в своем становлении и развитии социально детерминированными, выявляя в силу своей целевой ориентации практическую ценность и эффективность научных исследований, все больше включая в свое содержание социально-гуманитарное знание, тем самым как бы «через себя» осуществляют гуманизацию науки» 12.

Культура не может развиваться в односторонней ориентации на науку и свойственный ей способ мышления. Гуманитаризация знания и есть не что иное, как возвращение к утерянной целост­ности и неделимости мира, понимание антропоцентричности позна­вательного процесса. «Удивительно не то,— отмечает Е. В. Завадская, — что за последние годы в науке резко выдвинулась пробле­ма равновесия человека и биосферы, проблема сохранения природы; странно, скорее, то, как поздно это произошло» 13.

Уже в рамках философии русского космизма в конце XIX— начале XX в. были достаточно четко сформулированы многие ас­пекты экологической проблемы. В трудах же В. И. Вернадского идея гармонического взаимодействия человека и природы, мысль о подчиненности научно-технической деятельности решению со­циальных задач воплотилась в целостную концепцию ноосферы, которая является гуманистической альтернативой технологическо­му пессимизму и технократическому мышлению. Ситуация, при которой целые пласты культурного наследия, по существу, были выключены из процесса воспитания поколений, сузила мыслитель­ное поле эпохи, всячески провоцировала прямолинейный активизм и благоприятствовала утверждению в массовом сознании стерео­типов технократического мышления. Для преодоления этой тен­денции необходимо обладать всем культурным богатством, на­копленным человечеством, — иного пути в борьбе с этим «духов­ным вирусом», видимо, нет. Так нам завещал В. И. Ленин. Изу­чение научно-философского наследия В. И. Вернадского во всей полноте, раскрытие его гуманистического потенциала и значимо­сти для нашего времени является поэтому важным средством формирования такого духовного климата, который исключал бы шаблонное мышление, экологическое невежество, технократиче­ский подход к решению глобальных проблем современности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1 Моисеев Н. Н. В. И. Вернадский и естественнонаучная традиция // Ком­мунист. 1988. № 2. С. 73.

2 Кант Я. Трактаты. М., 1980. С. 332.

3 Вернадский В. И. Мысли о современном значении истории знаний//Избр. труды по истории науки. М, 1981. С. 242.

4 Его же. Очерки геохимии. М., 1983. С. 258.

5 Его же. Живое вещество. М., 1978. С. 136.

6 Его же. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М, 1965. С. 279.

7 Там же. С. 328.

8 Страницы автобиографии В И. Вернадского. М., 1981. С. 137, 193.

9 Вернадский В, И. Из истории идей// Избр. труды по истории науки. С. 214.

10 Его же. Научная мысль как планет­ное явление//Размышления натуралиста: В 2 кн. М., 1975. Кн. 2. С. 91.

11 Там же С. 24.

12 Урсул А. Д., Семенюк Э. П., Мельник В. П. Технические науки и интегратввные вроцессы. Кишинев, 1987. С.73.

13Завадская Е. В. Ци Байши. М., 1981. С. 7.

 

 Философские проблемы современного естествознания.
Вып 71. Киев,1989.

 

 

 

 

 

П А Р Т Н Ё Р Ы

  OZON.ru  

 

  Yakaboo
    Advego — общайся и зарабатывай деньги!
  $$$ для web-мастеров
  Библиотека ИХТИКА
   

2001-2010 © Yevgen Smotrytskyy. All rights are reserved.
 Сайт создан в марте 2010 г.
Последнее изменение сайта 25.03.2010 г.

Designed by lolamax

 

ВВЕРХ

 

 

Хостинг от uCoz