ГЛАВНАЯ
 
Вехи жизни
и творчества
Автобиография
Публикации
Сотрудничество
Ученики
 
Гостевая книга

 

 

 

 

 

Василий Иванович Шубин


Философ     Литературный критик   Учитель

 

ПУБЛИКАЦИИ В.И. ШУБИНА


 

 В. И. Шубин

 

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ  КАК КРИТИК
КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ ХАЙДЕГГЕРА

 

« Ценности культуры не погибли, однако, они стали другие по своему рангу» [ 1, 206] – так заканчивается статья Ортеги « Новые симптомы». Действительно, испанский мыслитель стоял у истоков переориентации европейской философии, той смены вех, что привели в начале ХХ столетия к утверждению неклассической философии. По большому счету он является философом культуры, поэтому так много места в его творчестве занимает анализ искусства. Вслед за Гегелем Ортега также говорит о сумерках искусства в буржуазном обществе, а в работе « Дегуманизация искусства» предпринимает попытку теоретического осмысления художественного авангарда [2, 230 – 263]. Эстетическая концепция его достаточно хорошо исследована в отечественной литературе [3, 110 – 148]. Ортега – и – Гассет является ярким критиком « массовой культуры» и «массового общества», что сделало его европейски известным мыслителем уже на рубеже 20-30-х годов прошлого века, особенно после публикации «Восстания масс» [4]. Общий вывод мыслителя был бескомпромиссным: « Все старания затушевать тяжелый кризис, через который проходит сейчас западная история, останутся тщетными. Симптомы слишком очевидны…» [5, 264].

Кризис философии он видел прежде всего в том, что она, оперируя универсальным «чистым разумом», отвернулась от жизни, от конкретного человека. Отсюда проистекает пафос критики со стороны Ортеги в адрес Декарта, Лейбница, Гегеля и вообще классической европейской философии. Но и в современной ему философии Ортега видел симптомы ухода от живой жизни в область надуманных концепций. В этом отношении особенно показательна критика хайдеггеровской «фундаментальной онтологии». Мыслитель часто ссылается на Хайдеггера, часто полемизирует с ним, как например, в работе « Идея начала у Лейбница и эволюция дедуктивной теории». Это полемика двух гениев . Называя книгу Хайдеггера « Бытие и время» гениальной, а самого автора – гением новейшей философии, Ортега – и – Гассет, тем не мение, подвергает суровой критике концепцию Бытия Мартина Хайдеггера.

За что? В принципе, за то же, за что и представителей классической европейской философии: за уход от жизни, за подмену ее абстракциями.  В книге « Бытие и время» Хайдеггер претендует на новую постановку проблемы о Бытии, однако: « В томе – единственном опубликованном – Хайдеггера не содержалось новой постановки проблемы Бытия, везде говорилось не о Бытии, а лишь о различии разных смыслов Бытия… Я ожидал с неиссякаемым оптимизмом, что тем не мение Хайдеггер собирается сделать это в одной из будущих работ, … хотя Хайдеггер уже объявил тогда, что не будет публиковать второго тома «Sein und Zeit», поскольку оказался в тупике» [6, 295-296]. У него получается, что Бытие – это все то, о чем человек задается вопросом, а человек – это лишь вопрос о Бытии. «Непостижимо, что в книге, озаглавленной «Бытие и Время», которая претендует на то, чтобы «сокрушить историю Философии»… нет ни малейшей ясности относительно того, что означает « Бытие», напротив, нам все время мешает этот термин, повторяющийся, подобно бесконечным переливам флейты»… [6, 299]. Ортега называет это « характерным для немецких мыслителей терминологическим произволом», который затемняет простой и естественный термин «жизнь». По мнению испанского мыслителя, Хайдеггер « … ни в одной из своих книг не утруждает себя размышлением, что имеет ввиду под этим термином» [6, 298]. Происходит это потому, что «… Хайдеггер не ставит изначально вопрос о Бытии, а в очередной раз пытается создать классификацию типов Сущего»… [6, 299].

 И вывод: «Все это делает для нас очевидным, что Хайдеггер не владеет с достаточной легкостью понятием Бытия и что в силу этого он не смог поставить эту проблему так радикально, как этого требует существующий уровень философского опыта» [6, 301-302]. Остается добавить, что в своей критике Хайдеггера Ортега – и –  Гассет, по нашему мнению, оказался прав.

 

Литература:

1.     Ортега – и – Гассет Х. Новые симптомы. // Проблема человека в западной философии. М., «Прогресс», 1988.

2.     Ортега – и – Гассет Х. Дегуманизация искусства. //Самосознание европейской культуры ХХ века. М., Политиздат, 1991.

3.     Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М., «Искусство», 1990.

4.     Полный русский перевод «Восстания масс» опубликован в журнале «Вопросы философии», 1989, № 3-4.

5.     Ортега – и – Гассет Х. Тема нашего времени. //Самознание европейской культуры ХХ века. М., политиздат, 1991.

6.     Ортега – и – Гассет Х. Что такое философия? М., Наука, 1991.

Философы ХХ века: Хосе Ортега-и-Гассет. Минск, РИВШ, БГУ, 2003.

 

 

 

П А Р Т Н Ё Р Ы

  OZON.ru  

 

  Yakaboo
    Advego — общайся и зарабатывай деньги!
  $$$ для web-мастеров
  Библиотека ИХТИКА
   

2001-2010 © Yevgen Smotrytskyy. All rights are reserved.
 Сайт создан в марте 2010 г.
Последнее изменение сайта 25.03.2010 г.

Designed by lolamax

 

ВВЕРХ

 

 

Хостинг от uCoz