ГЛАВНАЯ
 
Вехи жизни
и творчества
Автобиография
Публикации
Сотрудничество
Ученики
 
Гостевая книга

 

 

 

 

 

Василий Иванович Шубин


Философ     Литературный критик   Учитель

 

ПУБЛИКАЦИИ В.И. ШУБИНА


 

 В. И. Шубин

 

МЫСЛИТЕЛИ ХХ ВЕКА

 

ВАЛЕРИЙ САГАТОВСКИЙ – РУССКИЙ ФИЛОСОФ И ПОЭТ

( к 70-летию со дня рождения)

 

Период активного научно-философского и поэтического творчества Валерия Николаевича Сагатовского падает на последнюю треть ушедшего и начало настоящего века. Старшему поколению философов имя это хорошо известно. Педагог с длительным стажем работы, активный участник научных конференций, автор более чем 300 научных публикаций, как в виде статей в солидных сборниках и журналах, так и монографий – такие личности, наделенные творческим горением,  незаметными быть не могут. Может быть, самым ярким в интеллектуальной биографии В.Н.Сагатовского является не послужной список: ассистент – доцент - профессор, или: кандидат наук - доктор философских наук, а именно монографии и поэтические сборники. Степени и звания не улучшают человеческих качеств, а лишь свидетельствуют о деловом успехе, в то время как монографии и сборники стихов – индикаторы духовной синергии личности. По ним мы и будем судить о мыслителе и поэте.

Вот как сам Валерий Николаевич пишет в книге «Русская идея» о своей духовной эволюции: «Развитие мое было в чем-то  достаточно типичным для недобитого и адаптировавшегося потомка интеллигентов, а в чем-то и нетипичным, ибо я никогда не был образцовым марксистом, ни последовательным диссидентом, ни просто карьеристом и обывателем… Я родился в 1933 году в Ленинграде. Оба мои родителя окончили Ленинградский университет. Предки по отцовской линии – Сагатовские и Архангельские – принадлежали к духовному сословию. Сагатовский – фамилия западно - славянская («сагатий» по-чешски означает достигать). Мне известно лишь то, что прадед и дед Сагатовские жили в Саратовской губернии (откуда мой отец приехал в Петроград) и были православными священниками. Предки по материнской линии – Лукины и Кольцовы – коренные петербуржцы. Прадед Лукин был настоятелем Митрофаньевского собора, дед – офицер, участник русско-турецкой войны 1878 года, потом служил в министерстве земледелия. Отец бабушки Терентий Кольцов женился на кавказской княжне … вопреки воле ее родственников. Среди других наших родственников были и кадеты и комиссары, но большая часть после революции пошла по бухгалтерской стезе. Бабушка по отцовской линии, хотя и была попадьей, оказалась атеисткой и революционеркой. Бабушка по материнской линии, напротив, не скрывала своего отрицательного отношения к советской власти. Отец был членом Компартии и думаю, что, во всяком случае, на первых порах, искренне разделял коммунистические убеждения. Мать больше жила внутренней жизнью, в суждениях была сдержанна, но восторга перед окружающей нас действительностью явно не испытывала. Я по своему складу больше пошел в материнскую родню.

В 1955 г. окончил философский факультет Ленинградского университета и уехал работать учителем в Горный Алтай. С 1959 г. по 1977 г. преподавал философию в Томске. Там защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Потом, пройдя по конкурсу, переехал в Симферополь, где также преподавал философию. В 1993 г. вернулся на родину в Санкт-Петербург, так как не мог смириться с проживанием «за рубежом» в качестве «мигранта – москаля». В 1961 г. вступил в КПСС и оставался в ней до ее роспуска. Вступил без особого желания, но это было условием работы в качестве преподавателя философии, а иной участи  я себе не представлял. … А вот не выходил из партии вполне сознательно, считал недопустимым бежать с тонущего корабля.

Был ли  я марксистом? Да, поскольку не сомневался в абсолютной правоте 11-го тезиса Маркса о Фейербахе, где речь идет о необходимости изменения мира; не сомневался и в праве на революционное изменение действительности в соответствии с приговором высшей инстанции – человеческого разума. Нет, ибо никогда не признавал учения о классовой борьбе и сведения всех человеческих проблем к социально-экономическим отношениям.

… Был ли я коммунистом? Да, ибо верил в те идеалы коммунизма, которые противостояли буржуазно-мещанской реальности. Нет, ибо с детства не верил в то, что реально происходило в нашей стране, и в день смерти Сталина не плакал.

… Чувствовал ли я себя русским в душе? Да – в своих стихах, в проявлениях своего характера. … Русская природа, русское искусство и воспоминания детства спасли русскость моей души.…На уровне рассудка же я был вполне космополитичен.

Лед начал подтаивать в моем сознании где – то с начала 80- х годов. Я стал задумываться о действительной природе религии, о необходимости абсолютных ценностей как основы человеческого мира, о скоропалительности 11-го тезиса Маркса о Фейербахе и т.д. В общем, начался дрейф в сторону консерватизма.

Но перестройку я встретил тоже достаточно типично для советского «образованца»: с розовыми надеждами. … Резкий перелом произошел где-то к 1990 г. … Ясно увидел одну и ту же – не приемлемую для меня – бездушную суть за двумя личинами: «антирыночного марксизма» и «рыночного антимарксизма». Позднее всего, как ни странно, окончательно дошло до меня, что такое партийная номенклатура – только после августа 1991 г….

Впервые открытыми глазами, не охраняя сердце от пронзительной боли, взглянул я на то, что сделали и продолжают делать с моей страной, с моим народом. И благотворное чувство сопричастности к Родине смыло в душе всю накипь, все искусственные рационалистические построения».(с. 213-216).

Эти исповедальные строки написаны в 1994 г., в послесловии к упомянутой книге «Русская идея. Продолжим ли прерванный путь?» (Санкт-Петербург, «Петрополис», 1994). Именно в этот поздний, как и у Канта, период В.Н Сагатовский публикует свои самые оригинальные научно-философские труды, которые, несомненно, оставят заметный след в русской философии. Вообще-то и 60–80-е годы были творчески активными, особенно в сибирский период, когда вышла монография о систематике философских категорий и целый ряд научно-популярных книг: «Вселенная философа», «Весы Фемиды и суд совести», «Мгновенно-вечный мир души». Но оригинальные монографии, делающие честь русской философии, все - таки появляются в последнее десятилетие.

Кратко о книге «Русская идея». Это в полном смысле слова произведение и философское и гражданско-патриотическое. Автор прослеживает истоки русского национального характера и анализирует сущность русской идеи. Здесь нет ни грани национализма. Судите сами:

« Русская идея дает Ответ на Вызов современности. На тот Вызов, который бросают выживанию человечества глобальные проблемы мирового сообщества. Этот Ответ заключается в принципиальной мировоззренческой переориентации. Эта переориентация состоит не в голом отрицании ключевых ценностей Запада и Востока, но в творческом синтезе их лучших сторон, как моментов нового целостного мировоззрения. Именно такого мировоззрения катастрофически не хватает как доминирующей в мире индустриальной цивилизации, так и нам – россиянам – в выборе своего пути. В чем же существо этого мировоззрения?

Это мировоззрение антропокосмическое по своим основаниям, ноосферное по своей устремленности и православнохристианское по преемственности духовных традиций.

Антропокосмизм говорит о единстве человека и космоса, а не об их чуждости и противостоянии друг другу; он видит человека не как центр мира, но как его органическую часть, ответственную за становление мирового единства. Ноосфера есть такое состояние становящегося мирового единства, в котором совместное оптимальное взаимодействие всех уровней бытия достигается с ответственным участием человеческой деятельности, разума и сердца. Православие наиболее последовательно проводит христианские идеи любви и соборности, идущие на смену похоти и власти, вражде и разобщенности.

В основе этого мировоззрения лежит цепочка ключевых ценностей, которые одновременно являются категориями, раскрывающими существо русской идеи: Соборность – Всеединство – Софийность – Общее дело – Ноосфера.

Соборность конкретизируется во всеединстве и софийности. Вместе эти три категории обосновывают идеал Общего Дела, который предстает как созидание ноосферы.

… В основе русской идеи лежит соборность, в которой взаимодополняют друг друга ценности свободы (Запад) и единства (Восток) и преодолеваются крайности воли к власти (примат человека над миром) и ухода, слияния с Абсолютом (примат мира над человеком). Гармонизация взаимодополняющих ценностей осуществляется не на основе рационального решения («общественного договора»), но на основе любви, как изначально присущего человеку сердечного принятия Другого (Ты) и Целого (Мы).

Всеединство выступает как такое состояние мира и человека, в котором воплощается идеал соборности. Мир и человек предстают как становящееся всеединство, где осуществляется гармонизация единого и многого, преодолеваются крайности тоталитаризма и индивидуализма. По отношению к другим культурам всеединство проявляется как всечеловечность, открытость иному.

Софийность характеризует путь достижения всеединства через взаимодополнительность внутренних тенденций мира к соборности, его духовной основы («замысла Бога о мире») и человеческой души, синтонной, настроенной в резонанс с этим мировым замыслом. Здесь преодолеваются крайности забвения себя в мире (абсолютизация трансценденции) и навязывание миру только своих проектов бытия (абсолютизация экзистенции).

Общее дело – это такая цель и организация человеческой деятельности, в которой преодолеваются крайности пассивной созерцательности (абсолютизация чисто духовного отношения к жизни) и функционального «бизнеса» (абсолютизация прагматической деловой активности) и деятельность становится «внехрамовой литургией», т.е. не просто способом удовлетворения растущих потребностей, но созданием Храма в этом мире, где все участвующее в соборном и софийном Общем Деле становится святым и самоценным.

В Общем Деле проявляется та целостная характеристика русской идеи, которая была дана  И.Ильиным: «Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца созерцающего свободно и предметно и передающего свое видение воле для действия и мысли, для осознания и слова».

… Таким Общим Делом для современного человечества является создание ноосферы, где люди сознательно переходят от идеологии максимализма (обществу побольше взять от природы, личности – от общества) к идеологии оптимума – гармонического совместного развития, со-творчества личности, общества и природы. В идеале ноосферы преодолеваются крайности традиционного общества, не способного взять на себя ответственность за окружающую среду, и индустриальной цивилизации, насилующей эту среду во имя собственной суетности. В ноосфере органически взаимодополняют друг друга культура ( как реализация жизненных смыслов, высших ценностей) и цивилизация ( как «технология» этой реализации) при определяющей роли культуры.

… Таким образом, русская идея представляет собой определенную мировоззренческую установку, дает доминанту духовно-практического отношения к миру с позиций соборного идеала мироустройства, общества, человека и человеческой деятельности. Суть этой установки – созидательная любовь к миру (мир – наш Дом и Сад), а не уход от якобы иллюзорной реальности и не одержимость «похотью власти». Не гигантская фабрика, не биржа, не комплекс развлечений, но Дом, как Храм в мировом Саду – таков наш идеал.

Исторически русская идея возникла как творческий синтез лучших идей Нового Завета (православия), здорового языческого начала русской души… и антропокосмических тенденций современной науки. И по генезису, и по направленности, и по значению она не есть нечто узко-национальное, тем более националистическое («шовинистическое», «великодержавное»), но обладает всечеловеческим характером. Эта идея необходима и для всего человечества, ищущего выход из тупика, куда завела его индустриальная цивилизация Запада, выдающая себя за воплощение общечеловеческих ценностей…» (с. 163-166).

Такова вкратце суть русской идеи, изложенная Валерием Николаевичем. Спрашивается, что тут непонятного и что тут великодержавного?! Все мировоззренческие и гражданские размышления автора характеризуются панорамным подходом, ибо Родина вписывается в круг глобальных проблем, без решения которых исчезнет и она сама. Русская идея – гражданский аспект антропокосмического мировоззрения, которого придерживается Сагатовский В.Н., и которое получило свое систематическое обоснование в его работах 90-х годов. Имеется в виду его авторский курс «Философия развивающейся гармонии»: часть І – Философия и жизнь. СПб, 1997; часть  ІІ – Онтология. СПб, 1999; часть ІІІ – Антропология. СПб, 1999. Это – цельная философская доктрина. Невольно напрашивается аналогия с «Энциклопедией философских наук» Гегеля. Подробный анализ философской системы Сагатовского В.Н. будет дан в настоящем альманахе, но сейчас хотелось бы подчеркнуть следующее: авторский курс Сагатовского В.Н. «Философия развивающейся гармонии» представляет собой оригинальную и хорошо обоснованную, т.е. систематически изложенную мировоззренческую концепцию, которая в процессе своего опредмечивания может стать продуктивной как для формирования личности, ее духовного потенциала, так и для преодоления социальных тупиков, отягчающих существование современного социума. Это не просто предупреждение о грозящей катострофе, но и поиск путей избежать ее. В этом смысле философская доктрина Сагатовского В.Н. избегает крайностей интеллектуализации, т.е не оторвана от жизни, а пронизана конструктивным подходом, нацеливает на преодоление губительных тенденций современной цивилизации. Глубокий теоретический анализ во имя жизни – вот что отличает работы Сагатовского В.Н. И это характерно как для «Русской идеи», так и для всех трех томов «Философии развивающейся гармонии», а также и для последней опубликованной книги: «Есть ли выход у человечества? (критика образа жизни)».[ СПб, «Петрополис», 2000.].

Интеллектуальные усилия автора «Философии развивающейся гармонии» и данной книги направлены на выработку мировоззрения для ХХІ века. Ибо прежние мировоззренческие системы, тяготеющие или к власти над миром, или к уходу от мира показали свою несостоятельность. Последнее проявляется как в росте бездуховности, так в нарастании (количественно и качественно) глобальных проблем. Как их решить и возможно ли? Позиция автора следующая: « Выход, в принципе, есть. Но возможен ли он реально?» (с. 140). Любые проекты выхода из кризиса окажутся утопиями, если цивилизация не перейдет в своем образе жизни к новым ценностям. Пока же ее жизнь, переходящая в агонию, зиждется на антиценностях. В этом плане очень интересны и убедительны сопоставления ценностей и антиценностей на стр. 143-145 данной книги. Автор пишет: «Разумное устройство общества, позволяющее более успешно преодолевать рассмотренные выше противоречия, может иметь разные наименования – от ноосферы до коммунизма ( в духе, скажем, его понимания у И.Ефремова) или даже « социализма с человеческим лицом» (с.140). Но как реализовать этот идеал? Ответ автора таков : «Итак, предельно краткая характеристика тех условий, без которых идеал остается благим пожеланием:

1.                          Реализация его, прежде всего, через те проявления, которые напрямую отвечают интересам тех, кто готов честно трудится. Это означает обеспечение нормального уровня жизни, образования, здравоохранения, защиты от преступников и т.д.

2.                          Сведение к минимуму возможностей паразитической посреднической деятельности, добиваясь того, чтобы, снова вспоминая афоризм академика Федорова, рыба принадлежала тем, кто ее ловит, а не спекулирующим удочкой и дающим разрешение на пользование ей.

3.                          Обеспечение стратегического руководства созидательно-творческой направленностью жизни общества, что, в свою очередь, должно стать гарантом подбора управленческих кадров (продолжая зоологические сравнения, рыба не должна гнить с головы).

 

 

          Результаты первых двух пунктов могут быть устойчивыми только при условии выполнения пункта третьего, что в истории никогда еще как следует, не осуществлялось» (с. 141-142). Стало быть, надежных гарантий реализации идеала все-таки нет и быть не может. Ибо для этого нужна консорция единомышленников, которая послужила бы кристаллизирующим началом нового, т.е. ноосферного или антропокосмического мировоззрения, дающего ориентиры принципиально нового отношения человека к миру. Все другие исторически имевшие место формы духовности не годятся или недостаточны для того, чтобы спасти человечество от катастрофы.

Конечный вывод автора не оптимистичен и не пессимистичен, а именно реалистичен: «Но как это новое отношение к жизни может стать доминирующим? Разумеется, сегодня для этого нет реальных наличных условий. Нет этой консорции, а главное – нет человечества, готового именно на таком пути искать решение глобальных проблем. И тем не менее в принципе, такой выход возможен. Почему? Во-первых, потому что он соответствует позитивной стороне человеческой сущности: быть не властным деструктором или ничтожным конформистом, но мудрым совершенствователем. Во-вторых, потому что человеку присуще свойство доопределять бытие: условия, которых сейчас нет, могут и должны быть созданы» (с.147).

Насколько я знаю, В.Н.Сагатовский выпустил два поэтических сборника: « Обрыв в голубизну». Симферополь, «Таврия», 1991; и «В миру и дома», СПб, «Петрополис», 2001. В первом опубликовано около 80 стихотворений, во втором, через 10 лет, около 90. Ряд стихов В.Н.Сагатовского опубликованы в альманахах «Эйдос-1», «Эйдос-2», которые выходили в 90-е годы в Санкт-Петербурге, а также в одном из выпусков настоящего альманаха. Кроме того, его стихи органично вошли в книги Валерия Николаевича « Мир души человеческой» и «Есть ли выход у человечества?»

Вот как пишет автор о себе как поэте в предисловии к первому поэтическому сборнику: « Стихи я начал писать с 13 лет ( в 1946 году). В 17 лет поступил на философский факультет….Философия стала моим основным делом. Но стихи продолжал писать, где бы я ни жил – в Ленинграде, на Алтае, в Томске и, наконец, в Крыму. Опубликовать их не пришлось ни разу. Но в них подлинная душа и источник той философии и того мировоззрения, которое я разрабатываю и защищаю. В философских работах излагаются аргументированные и систематизированные результаты творческого поиска. В поэзии – сам поиск, с переживанием возможных альтернатив, противоречиями и обнажением той почвы, которая заставляет искать истину и, в конечном счете, задает направленность поиска и тот целостный настрой, который лишь фрагментарно выражается в рациональных формулах» (с.2).

В первый сборник вошли стихи, написанные в период с 1949 по 1991 год и тематически сгруппированые в 7 разделов. Читая их, нетрудно почувствовать, что это философ и сын России, озабоченный ее судьбами. Во второй сборник – «В миру и дома» - вошли стихи, написанные в 90-е годы. Также сгруппированы в 7 разделов; только здесь больше грусти, проще и строже стих, глубже выражение чувств. И опять обратимся к автору, к самооценке своего поэтического творчества, которая имеет место в предисловии ко второму сборнику: « Для меня стихи - не словесная игра… и не магические заклинания. Они для меня… - необходимое выражение души: я их пишу только тогда, когда не могу не писать. Это не стихи «о…» («природе» и т.п.), но именно выражение глубинного мироощущения, фундаментального настроя на жизнь. И суть этого настроя достаточно консервативна: любить Истину, Добро и Красоту; ненавижу зло.… По своим убеждениям я – антропокосмист. Сторонники этого мировоззрения хотят, чтобы весь мир стал нашим Домом и Садом, и видят смысл человеческой жизни в диалоге и сотворчестве Человека и Мира. И потому мой Дом – все то, что стремится не к хаосу, но к гармонии, к «становящемуся всеединству» (Вл. Соловьев) – в природе, в обществе… и в душе, настроенной спонтанно с духом. Жизнь противоречива, и потому стихи у меня очень разные по настроению» (с.3-4).

Что это так, можно судить даже по той небольшой подборке стихов Валерия Николаевича, которые публикуются в данном выпуске альманаха.

                                                      ***

                             За туманом лодка-невидимка.

                             Ты близка мне, доля рыбака.

                             Лишь блеснет на миг в алмазной дымке

                             Огонек морского маяка.

 

                             Я и сам подобен рыболову:

                             В тишине, в безбрежности, один

                             Я ловлю неведомое слово

                             В глубине неведомых глубин.                                         

 

                                                                  ***

                                         Золотая луна мне светила в окно.

                             Все, что было, прошло, миновало давно.

                             Я не верю в людей, я не верю в мечту,

                             И на женскую слеп я теперь красоту.

                             Верю я лишь в тебя, о, Природа моя.

                             Ты одна не обманешь, не выдашь меня.

                             Я лечу свои раны, впивая душой.

                             Этот солнечный красок и звуков прибой…

                             В сладкой дреме спокойно. И в доме темно.

                             Только светит луна золотая в окно.

 

                                                      ***

                             А я, слава Богу, в России.

                             Я все же вернулся домой –

                             В родимые чащи лесные

                             С озерной спокойной водой.

 

                             Я этого мига дождался –

                             Могу полной грудью вздохнуть.

                             Я там, где мой путь начинался,

                             Я там, где мой кончится путь.

 

                                                      ***

 

                             Вновь ландышей россыпи вешние.

                             Кукушкин отсчет в тишине.

                             Как в юности – вещее, вечное

                             Вдруг снова проснулось во мне.

 

                             А сколько осталось – не ведаю.

                             Но, видно, к концу я готов.

                             Не тешится сердце победами,

                             Не радует знаний улов.

 

                             И то, что манило надеждою

                             И в вере не знало преград,

                             Сменилося неизбежною

                             Горчащею правдой утрат.

 

                             И только одно не утрачено –

                             Все той же безбрежности зов.

                             Душой для него предназначенной

                             Ему я ответить готов.

 

                                                      ***

 

                             Одно я понял совершенно точно,

                             Нелегкий путь земной свой соверша:

                             Изнашивается наша оболочка,

                             Но бодрствует бессмертная душа.

 

 

                                                      ***

 

                             К вечеру поднялся ветер.

                             Синее небо темнело.

                             Снег на опушке казался

                             Бледным и сумрачно-белым.

 

                             Я вспоминал неудачи.

                             Я проклинал осторожность.

                             Все, что тогда миновало,

                             Вновь возвратить невозможно.

 

                             Вот зачинается вьюга,

                             Крутит глухая поземка.

                             В ночь растворяется ветер

                             Шепотом, шелестом ломким.

 

                             Зимы минуют и весны,

                             Кончится проблеск сознанья.

                             Вновь я исчезну в неясной

                             Смутной тоске мирозданья.

                             Видно и правда, что стало

                             Гордости меньше, чем прежде.

                             Верю я двум только чувствам:

                             Верю любви и надежде.

 

 

                                                      Романс

 

                             Ах, зачем, для чего я увидел тебя,

                             Для чего я глаза эти темные встретил?

                             О, несчастный мой жребий: так сильно любя,

                             Не найти никого, кто бы мог мне ответить

                             На любовь ко всему, что под солнцем цветет,

                             На любовь мою к звездам и звездному взору –

                             Неужели никто, никогда не поймет

                             Меня сердцем своим, и без слов и без спора

                             Будет также любить этот мир и меня

                             И дышать этим ветром свободным дыханьем?

                             О, глаза мои темные, радость моя,

                             Неужели и ты принесешь мне страданье?

                             Неужели опять в эту осень пойду

                             По холодному жнивью на кромку заката

                             Одиноким увидеть глухую звезду –

                             И никто не окликнет в пути без возврата…

 Філософія. Культура. Життя. вип..18, Дніпропетровськ, 2002.

 

 

 

 

П А Р Т Н Ё Р Ы

  OZON.ru  

 

  Yakaboo
    Advego — общайся и зарабатывай деньги!
  $$$ для web-мастеров
  Библиотека ИХТИКА
   

2001-2010 © Yevgen Smotrytskyy. All rights are reserved.
 Сайт создан в марте 2010 г.
Последнее изменение сайта 25.03.2010 г.

Designed by lolamax

 

ВВЕРХ

 

 

Хостинг от uCoz