ГЛАВНАЯ
 
Вехи жизни
и творчества
Автобиография
Публикации
Сотрудничество
Ученики
 
Гостевая книга

 

 

 

 

 

Василий Иванович Шубин


Философ     Литературный критик   Учитель

 

ПУБЛИКАЦИИ В.И. ШУБИНА


 

 В. И. Шубин

 

ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПОППЕРА-ЛАКАТОША: ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

 

      Принцип фальсификации является логическим завершением неопозитивистской установки на критический анализ всего, в том числе и философского знания. Именно в деятельности Венского кружка логиков и математиков были сформулированы основные идеи, ставшие особенно популярными в 30-40-е годы в среде научной интеллигенции (сведение философии к логическому анализу языка науки; принцип верификации; трактовка логики и математики как формальных преобразований в языке науки и т.д.). В частности, принцип верификации, обоснованный руководителем кружка М.Шликом, требовал сводить всякое осмысленное научное утверждение к совокупности протокольных предложений, проверяемых чувственным опытом. Предложения науки, не верифицируемые, т.е. не поддающиеся редукции к эмпирическим фактам, считаются лишенными всякого смысла. Таким образом, критический пафос, поддерживаемый вполне приемлемой установкой на точный анализ научно-философского знания, обесценивался эмпиризмом самого принципа, объективно снижавшим роль теоретических конструктов в движении к истине.

     Постпозитивизм есть совокупность методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма. Постпозитивизм не представляет собой особого философского направления, течения или школы, он является этапом в философии науки, наступление которого связано с выходом в свет английского варианта основной методологической работы К.Поппера «Логика научного открытия» (1959) и книги Т.Куна «Структура научных революций» (1963). Характерной чертой постпозитивистского этапа является значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Однако, несмотря на различные образы науки и ее развития, различные решения методологических проблем, можно выделить ряд общих черт, что характеризуют постпозитивизм как определенный этап в эволюции  философии науки. Во-первых, постпозитивизм отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки. Во-вторых, проблемой философии науки является понимание развития научного знания, а не анализ его структуры. В-третьих, смягчается дихотомия эмпирического -  теоретического, исчезает противопоставление фактов и теорий, контекста открытия и контекста обоснования. В-четвертых, постпозитивизм постепенно отходит от принципа демаркации, т.е. четкого разделения между наукой и ненаукой, в частности между философией и физикой. И последнее: отказ от кумулятивизма в понимании развития знаний. Постпозитивизм признал, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, ведущие к пересмотру значительной части ранее признанного и обоснованного знания - не только теоретического, но и самих фактов, методов и мировоззренческих представлений и вызывающие смену парадигмы. В целом, постпозитивизм возник потому, что провалилась редукционистская установка сведения теоретических положений к эмпирическим фактам. Оказалось, что теоретическое знание не редуцируется без остатка к совокупности эмпирических положений. Именно с критики данной установки и начинается постпозитивизм. К.Поппер, а затем и другие представители постпозитивизма убедительно доказали, что всякое эмпирическое знание всегда теоретически обусловленно, всегда имеется концептуальный каркас (это то, чему учил Кант), который является предпосылкой эмпирического познания. К.Поппер пришел к выводу: индуктивной логики нет, поэтому безнадежна попытка транслировать истину с эмпирического уровня на теоретический. А что есть? - Логика дедуктивная и в рамках ее Поппер выбирает логическое орудие - деструктивную дедукцию, а это и есть принцип фальсификации. Смысл: чтобы доказать возможность трансляции истины, иначе говоря, возможность доказательства истинности эмпирического знания, - аргументы не подтверждают, а фальсифицируют, т.е. опровергают теорию. Верификация теории заменяется ее фальсификацией. Пафос данного принципа заключается в том, чтобы ученый никогда не останавливался на достигнутом, а искал аргументы для опровержения данной концепции. Иначе смерть научному творчеству ... Нефальсифицируемых теорий быть не должно, поэтому нельзя спасать научную теорию и выискивать аргументы в ее пользу. Принцип фальсификации К.Поппера, углубленный И.Лакатошом в его работе «Доказательство и опровержение» (русский перевод - 1967) есть подлинный гимн вечному научному поиску и научному знанию вообще. Спасать научную теорию преступно, ибо в конечном счете это приведет к застою в науке и к кризису в научном сообществе. Принцип фальсификации есть проявление самокритики науки, ибо к вненаучной теории он не относится, а  наличие такого внутреннего импульса служит противоядием против догматизма в науке и в деятельности научного сообщества.

 Философы ХХ века: Карл Поппер.
Минск, РИВШ, 1999

 

 

 

 

П А Р Т Н Ё Р Ы

  OZON.ru  

 

  Yakaboo
    Advego — общайся и зарабатывай деньги!
  $$$ для web-мастеров
  Библиотека ИХТИКА
   

2001-2010 © Yevgen Smotrytskyy. All rights are reserved.
 Сайт создан в марте 2010 г.
Последнее изменение сайта 25.03.2010 г.

Designed by lolamax

 

ВВЕРХ

 

 

Хостинг от uCoz