ГЛАВНАЯ
 
Вехи жизни
и творчества
Автобиография
Публикации
Сотрудничество
Ученики
 
Гостевая книга

 

 

 

 

 

Василий Иванович Шубин


Философ     Литературный критик   Учитель

 

ПУБЛИКАЦИИ В.И. ШУБИНА


 

Е. Ю. Смотрицкий, В. И. Шубин, С.П. Рудая

 

 

А.Л.ЧИЖЕВСКИЙ И ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

 

В связи с нарастанием кризисных явлений в мировом человеческом сообществе все больше приковывает внимание широко мыслящих ученых феномен Жизни. Человечество стоит на пороге выработки нового миропо­нимания. К началу XX века благодаря напряженной работе естественно­научной и философской мысли были сформулирована вопросы, от ответов на которые зависит дальнейшее развитие человечества и жизнь на пла­нете Земля. Эти вопросы звучат просто: I) что такое жизнь? 2) где находятся пределы распространения жизни? 8) каково взаимоотношение и взаимосвязь между живой и косной материей? 4) каково место и роль человека в мире? Эти вопросы не новы. Но они по-новому зазвучали на очередном витке человеческой мысли, на фоне возросшего технического могущества человека, в связи с осознанием бесперспективности прямо­линейного наращивания технической мощности, основанной на потребитель­ском отношении к природе. Мифологическое и религиозное мировоззрение дает ответы на эти вопросы. Но они уже но могут удовлетворить нас. И все же извлечь рациональное зерно из богатого человеческого опыта, отраженного в мифах и религиях и дополнить его современными достиже­ниями человеческой мысли было бы разумно.

Важное место в системе современного научного мировоззрения за­нимает учение о биосфере. Масштабное развитие этого учения бесспорно принадлежит В.И.Вернадскому. И в его тени, к сожалению, остается це­лая плеяда великих мыслителей, наших соотечественников. Среди них – А.Л.Чижевский. Являясь основателем космической биологии он расширил представление об условиях существования жизни на Земле, научно дока­зал наличие постоянно действующих связей биосферы с космическими фа­кторами, существенно расширил понятие "внешняя среда", включив в него и космическое пространство.

Здесь не имеет смысла приводить биографию ученого. Она хорошо изложена самим А.Л.Чижевским в книге "Вся жизнь" (I). в добросовест­ной и обстоятельной биографии, написанной его коллегой и единомышленником В.Н. Ягодинским (2), а также в предисловиях к некоторым его кни­гам. Но хотелось бы указать на многогранность таланта этого человека. Это важно как для понимания психологии творчества, так и для выясне­ния генетической связи взглядов мыслителя с традициями философии русского космизма.

Правде всего А.Л.Чижевский - ученый-естествоиспытатель. Его ин­тересуют, как он сам пишет, различные "влияния": Солнца на биосферу Земли, ионизированного воздуха на животных и человека, состояния крови на жизненную активность организма. И как ученый он был неутоми­мым и изобретательным экспериментатором. Окончательные выводы делал только на основании строгих фактов и статистической обработки огром­ного исторического материала.

Но научные интересы ученого имеют прочный философский фундамент. Пока мы не имеем возможности ознакомиться с оригинальными философскими работами Чижевского, но их анализ, данный В.Н. Ягодинским в науч­ной биографии мыслителя, позволяет поставить имя Чижевского в один ряд с Н.Ф. Федоровым, К.Э. Циолковским, Н.А. Морозовым, В.И. Вернадским. Свое философское кредо, по нашему мнению, Чижевский выразил в следу­ющих строчках: "В науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в Мире и чувство мира как неделимого целого никогда не дости­гали той ясности и глубины, какой они мало-помалу достигают в наши дни" (8, с.50). И далее: "Живое связано со всей окружающей природой миллионами невидимых, неуловимых связей - оно связано с атомами при­роды всеми атомами своего существа... Каждый атом живого резонирует на соответствующие колебания атомов природы" (8, с.51). Такой подход к миру определяет все его естественнонаучные искания.

Не менее глубок А.Л.Чижевский как Поэт и Художник. Вся его натура очень поэтична и чувствительна. Слабое здоровье и высокая психологическая чувствительность еще в детстве послужили толчком к ув­лечению астрономией, звездным небом, космосом. В его поэзии с боль­шой полнотой отразилось его мировоззрение и мироощущение.

Такая полнота охвата с естественнонаучных, философских и худо­жественных позиций давала мыслителю возможность целостного восприятия мира.

Длительная дружба связывала двух великих русских людей – К. Э.Циолковского и А.Л.Чижевского. И она не могла не повлиять на взгляды молодого А.Л.Чижевского. Но здесь важно другое: взаимопони­мание. Они принадлежали к разным поколениям людей, но одному поколе­нию мыслителей - философии русского космизма. Последний сейчас стал объектом пристального внимания исследователей (4;5).

В трудах его основных представителей (В.Ф.Одоевский, В.И.Верна­дский, К. Э. Циолковский, И.А.Морозов, Н.Ф.Федоров и др.), впервые ста­ла обосновываться необходимость объединения людей не на социально-политической или иной основе, а обращаясь к идеям экологического по­рядка, ибо к природе человечество относится как единое целое, неза­висимо от классовых или религиозных отличий. Вычленение глобально-экологической проблемы неизбежно должно было привести к обоснованию учения о ноосфере и формированию антропокосмического мировоззрения. Ведущая роль в этом, безусловно, принадлежит выдающемуся мыслителю В.И.Вернадскому. Природа в системе этого мировоззрения не объект, который должно обрабатывать техникой, а мир, в котором мы живем, и противопоставление в этом мире искусственного, техногенного - есте­ственному чревато глобальными катастрофами. Выход, по мнению В.И. Вернадского, один: направить научную и техническую мысль в русло фор­мирования ноосферы, т.е. сферы обитания "человека разумного", способ­ного гармонизировать свои материальные и духовные потребности и со­хранить равновесие в природе (6).

В.И.Ленин в "Философских тетрадях" подчеркивал, что "сознание человека не только отражает мир, но и творит его" (7, с.194). Но, оказывается, сознание может и разрушать мир, если оно не пронизано гуманистическими принципами, не диалектично, подчинено решению то­лько утилитарных задач. Ныне остро поставлен вопрос о выработке но­вого мышления, открылась возможность для решения коренных вопросов общественного прогресса и кардинальных изменений во всех сферах со­циума. Разум и нравственность, честь и совесть начали отвоевывать позицию за позицией, выступая мощным рычагом революционных перемен. В этих условиях преодоление стереотипов сциентистской культуры, технократических подходов являются важным условием перестройки ду­ховной сферы социалистического общества. Но надо понять, что для этого должны быть использованы все альтернативы и прежде всего нужно ассимилировать все культурные достижения человечества, как это советовали наши классики: переосмыслить все духовные искания прош­лого и современности, какие бы ярлыки на них не были повешены в прошлые годы.

В полной мере духовное богатство философии русского космизма еще не осознано. И это понятно. Его представители только нащупали,  сделали первый шаг в направлении постановки и решения технических и этических проблем, связанных с противоречием бытия человека и че­ловечества, таких, как смертность, экспансия жизни и ограниченность природных ресурсов, а также неудовлетворенность антропоцентристским мировоззрением, для которого парадоксальным образом космос оказался "пустым", в нем не нашлось места жизни и человеку. Различные представители русского космизма пользовались различной терминологией, разным языком, что и сейчас затрудняет адекватное усвоение их идей. По-разному расставлены акценты в их наследии. Но главный итог их исканий, на наш взгляд, заключается в следующем:

I) осознание жизни как космического явления, требование целостного восприятия мира;

2) осмысление космической роли жизни и мысли;

З) обосновали необходимость регуляции природы с целью космической перспективы развития человечества.

Таким образом, жизнь осознавалась как космическое явление, и в то же время выдвигалась практическая программа сохранения и развития именно Земной жизни, человека и человечества. Складывается активно-эволюционная мысль, по выражению С.Семеновой (8). С одной стороны |жизнь - порождение космоса, "но возникает и обратная зависимость: |человек, - пишет С.Семенова, - становится одним из мощных факторов, действующим сознательно" (8, с.199). Вот тут-то и возникает с новой силой вся гамма философских вопросов: в чем смысл жизни, истории, :космоса? какова природа человека? каковы регулятивы человеческого поведения, позволяющие ему выполнить свое предназначение, не нарушить экологический, в широком смысле, порядок и сохранить таким образом себя, человечество и космическую гармонию, и в то же время позволяющие ощущать полноту и радость жизни.

Философия русского космизма создала духовную атмосферу, идейный фундамент для естественнонаучной разработки учения о биосфере. Вер­надский и Чижевский явились крупнейшими представителями естествознания, которые подхватили идеи и продолжили научную разработку учения о биосфере в их русле. Но в их подходах есть принципиальная разница. Вернадский шел к пониманию космической роли жизни от цикла геологи­ческих наук, Чижевский пришел к выводу о том, что "наружный лик Земли, и жизнь, наполняющая его, являются результатом творческого воздействия космических сил" (З, с.26), изучая влияние солнечной активности на органическую жизнь Земли.

Но А.Л.Чуковский еще и с другой стороны подошел к осознанию  жизни как космического явления. В исследованиях по аэроионификации он пришел к выводу, что для поддержания жизни необходим не просто кислород, а определенным образом ионизированный кислород, с вполне определенным соотношением положительных и отрицательных ионов. От­клонение от нормы сразу сказывается на живом организме. Причем он установил, что положительные аэроионы отрицательно сказываются на жиз­недеятельности, а отрицательные - положительно, что позволило ему предложить эффективный метод лечения некоторых заболеваний и дать полезные рекомендации для сельского хозяйства. Но речь о другом. Дело в том, что необходимое для поддержания жизни состояние кислоро­да зависит как от внешних условий, так и от природы самих атомов. Как пишет П.К. Коржуев, "есть нечто величественное в том, что одно лишь свойство этого жизненно активного элемента, каким является кис­лород, определило сложнейший характер эволюции    организмов на нашей планете" ( 9, с. 22-28).

И еще одна гипотеза А.Л.Чижевского заслуживает пристального вни­мания. Осмысливая большой экспериментальный материал по влиянию Солнца на живые организмы, он пришел к допущению о существовании Z-излучения, испускаемого Солнцем и ответственного за усиление функциональной активности биосферы. Фактов, подтверждающих эту гипо­тезу, много, но трудность состоит в том, что это биоактивное Z-из­лучение неопределимо пока обычными физическими методами, а обнаружи­вается лишь в некоторых химических реакциях, прежде всего в клетках живых организмов, и поэтому его природа остается пока не раскрытой. К подобной рабочей гипотезе вынуждены были прибегнуть еще несколько естествоиспытателей: немецкий микробиолог Г. Бортельс, японские ученые Х. Морияма и М. Таката, итальянский химик Д. Пиккарди.

С точки зрения исторической правды интересен еще один вопрос. Два великих мыслителя и естествоиспытателя - В.И.Вернадский и А.Л. Чижевский - были современниками. Оба имели мировую известность и ра­ботали над одними и теми же вопросами. Но если Чижевский в своих работах ссылается на труды Вернадского, то у Вернадского ссылок на Чижевского обнаружить пока не удалось, что трудно объяснить, зная научную добросовестность и корректность В.И.Вернадского. Этот воп­рос могут решить архивные исследования. Хотя известно, что Вернад­ский знал о проблемах, над которыми работал Чижевский. В одной из своих книг Чижевский рассказывает о визите к Вернадскому томского врача П.М. Нагорского (10, с.75), который занимался сходными пробле­мами и даже по близким методикам, что и сам Чижевский. Вернадский выразил полное одобрение его исследованиями и пожелание продолжать "эту очень важную работу".

Таким образом, высказанное Н.В. Ягодинским положение о взаимо­связи идей Чижевского и Вернадского кажется нам вполне обоснованным, а с мнением Р.К. Баландина о том, что исследования Чижевского и Вер­надского нельзя объединять, ибо они не соприкасались, мы позволим себе не согласиться (11).

Современное естествознание подтверждает выводы двух великих уче­ных и мыслителей о жизни как закономерном космическом феномене. Са­мый яркий аргумент в пользу этого - разработка антропного принципа, удивительная гармоничность мировых констант (12).

Развитием идей как Вернадского, так и Чижевского является пред­лагаемый В.А. Фроловым системно-кибернетичеокий подход в понимании биосферы, который заключается в представлении космоса и биосферы "в виде двух аналогичных по структурно-функциональным особенностям, тесно увязанных и активно взаимодействующих иерархических цепей  -космической (КИЦ) и биосферной (БИЦ), образованных по принципу "целое нормирует параметры частей" (т.е. отрицается редукционизм, сведение целого к части). Можно предположить существование единого спектра пространственно-временной космобиоритмики, объединя­ющего обе цепи в единый колебательный ансамбль с едиными основами синхронизации и когерентности, исходящими из первичных звеньев КИЦ,  а также содержащемся в этом спектре единый космический код (ЕКК), который несет в себе информационные программы основных моментов пространственно-временной организованности, универсального пути синтеза звеньев по линии от КИЦ к БИЦ" (13, с.33). "Развитие биосферы - Великий Процесс, развивающийся в пространстве-времени системы Земли. И этот процесс есть ПВ (пространственно-временное - авт.) отражение еще более Величественного Процесса, разворачивающегося в масштабах Вселенной, отражение эволюции Вселенной" (13, с.33). Но поскольку биосфера в лице человечества способна сознательно оказывать обратное влияние в огромных масштабах на саму себя, а в перспективе и на космос, то человечеству необходим экологический императив, который бы предосте­регал от внесения чрезмерных или даже необратимых искажений в Миро­порядок. Необходимо созидание ноосферы (у Чижевского – психосферы). А для этого нужны новые этические регулятивы и новые естественнона­учные подходы, исходящие из целостного описания Мира, противоположного редукционизму.  Как раз систем­но-кибернетический подход и "позволяет с единых позиций рассмотреть проблемы охраны биосферы и космоса от загрязнений на вещественном и полевом уровнях" (13, с.34). Но системно-кибернетический подход в свою очередь тоже нуждается в выработке категориального аппарата и знании реальных параметров описываемых систем, плюс знание соотно­шений этих параметров между собой на различных иерархических уровнях. Большую пользу здесь может оказать исследование этнографического ма­териала и фольклора, в которых отражен богатый исторический опыт человечества по регламентации жизни человека и общества: организа­ция ритмики жизни, различные системы природопользования, сложная регуляция брачных отношений. Ведь обычаи, лишенные смысла не могли ни возникнуть, ни тем более сохраниться, а значит в них нашли отражение какие-то объективные причины, которые не всегда легко понять с пер­вого взгляда. Собственно, если исходить из целостного подхода к миру, то принципиальной разницы между гуманитарным и естественнонаучным знанием не существует. Чижевский, будучи по образованию археологом и историком, а потом уже биофизиком, прекрасно доказал это своим творчеством.

Вклад Вернадского в развитие учения о биосфере общепризнан. Его труды издаются. Но этого мало. Необходимо более пристальное вни­мание к наследию Чижевского, требуется комментированное издание его трудов. Кроме того, ждут введения в научный оборот многие работы рус­ских авторов (Н.Я. Перна, В.Я. Данилевский, Д. Кайгородов, М.А. Боголепов, Н.А. Скаловский, В.Б. Шостакович) если не переизданием научных трудов, то хотябы критическим анализом их в специальной монографии. Это должно ускорить выработку нового мировоззрения.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Чижевский А.Л. Вся жизнь. - М.: 1974. - 208 с.             \

2. Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский. 1897-1964. –

М.: 1987. - 304 с.

3. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.: 1976. - 367 с.

4. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. - М.: 1987. – 357 с.

5. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М.: 1987.

6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: 1988.

7. Ленин В.И. Философские тетради// Полн. собр. соч. - М.: 1968. - Т. 29. - 784 с.     

8. Семёнова С. Семья идей // Знамя, 1988, № 8, с. 186-201.

9. Коржуев П.К. Идеи А.Л.Чижевского и проблемы эволюции // Солнце, электричество, эйизнь. - М.: 1969. - 104с.

10. Чижевский А.Л., Шишина Ю.Г. В ритме солнца. - М.: 1969.- 112 с.

11. Баландин Р.К. Путь исканий // Природа, 1988, № 2, с.28-28.

12.Новиков И.Д., Полнарев А.Г., Розенталь И.Л. Численные значе­ния фундаментальных постоянных и антропный принцип // Пробле­ма поиска жизни во Вселенной. - М.: 1986. - С. 36-40.

13. Фролов В.А. Взаимодействие космоса и биосферы в свете учения В.И.Вернадского // Бюллетень комиссии по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского, 1988, №4.

 Русский космизм. М.,1990

 

 

 

 

 

П А Р Т Н Ё Р Ы

  OZON.ru  

 

  Yakaboo
    Advego — общайся и зарабатывай деньги!
  $$$ для web-мастеров
  Библиотека ИХТИКА

2001-2010 © Yevgen Smotrytskyy. All rights are reserved.
 Сайт создан в марте 2010 г.
Последнее изменение сайта 25.03.2010 г.

Designed by lolamax

 

ВВЕРХ

 

 

Хостинг от uCoz